У каждой школы своя судьба, «английской» школе была уготована особая судьба, и она не исчезла в потоке времени.

Многим астраханцам знакомо четырехэтажное казённое здание с фронтоном, на котором видна дата «1938». Это здание сейчас занимает министерство образования и науки Астраханской области. Не одно поколение жителей города знают его как среднюю школу № 46. Когда произносится эта цифра, она ассоциируется со школой известной, дававшей прочные знания и обеспечившей себе репутацию уникального учебного заведения.

Да, это здание на ул. Адмиралтейская (ранее ул. Желябова), которое смотрит на стены Кремля и Пречистенскую колокольню с циферблатом старинных часов, всегда вызывает добрые воспоминания у бывших выпускников, родителей, да и просто обычных горожан.

Шекспировская мастерская. Старшеклассники на школьной сцене на вечере в честь Вильяма Шекспира.

В 1964 г. школа со своей богатой историей от городского мужского училища (1900 г.), высшего начального мужского училища (1914 г.), семилетней школы им. М.И.Калинина (1928 г.), средней школы им. М.И.Калинина (1936 г.) до 1964 г. приобрела новый статус: решением Министерства образования РСФСР школа стала именоваться средней общеобразовательной трудовой политехнической школой им. М.И.Калинина с преподаванием ряда предметов на английском языке. Но очень скоро школу стали называть «английской»: действительно, в учебную программу были введены: английский язык по специальной программе, такие предметы как «технический перевод» и курс английской литературы. Немного позже к числу специальных предметов прибавились: военный перевод, география частей света, курс новой и новейшей истории по полугодиям. Создание первого инновационного учебного заведения в Астраханской области было явлением неординарным, если не сказать – уникальным. Нужны были кадры, новые программы и технологии. Среди тех, кто первыми взялись за непростое дело, были: директор школы Н.С. Чуринова, завуч Н.И. Тесленко, учителя: Т.М. Сомова, Р.А. Дмитриева, Н.А. Черемина. Н. Бабаносова, Н. Воронько, Р.А. Филимонова и другие.

А потом появилась целая группа учителей-энтузиастов, которые не подвели свою alma mater (т.е. филологический факультет АГПИ, факультет иностранных языков этого же института), а также выпускники других учебных заведений страны: Л.К.Танина, окончившая Свердловский университет и имевшая большую практику в системе «Интуриста»; Г.А. Шашкина, выпускница Ленинградского педагогического института им. Герцена, которая успешно вела курс географии частей света на английском языке; Л.И. Пелевина, выпускница Пятигорского института иностранных языков; B.C. Шматкова, уже имевшая большой опыт преподавания иностранного языка. Она одна из первых разработала и претворила в действие курс технического и военного перевода; С.А.

Каверина, окончившая Саранский университет, вместе с Н.Н. Рыжиковой в течение нескольких лет считались знатоками английской литературы, пользуясь заслуженным авторитетом среди учащихся. Именно они привили вкус к английской и американской классике, научили чувствовать поэтическое слово, поощряя и развивая навыки художественного перевода.

С приходом нового директора школы Заслуженного учителя РСФСР Н.Н. Позднева и завуча Ф.И. Кушнир школа вступает в новую фазу своего развития. Благодаря энтузиазму и стратегическому видению будущего школы, Н.Н. Позднев добивается творческих командировок ряда учителей в школы Прибалтики, где подобные учебные заведения уже существовали. Знакомство с методикой преподавания, организацией внеклассной работы дали свои положительные результаты. Школа постепенно становится своего рода центром апробирования ускоренного метода обучения иностранному языку. Семинары, открытые уроки ведущих специалистов школы: Т.А. Харченко, С.И. Татарович, Л.Я. Павлоцкой, Н.К. Кокоревой, Н.В. Баранович, Г.Л. Кинкович, Л.Д. Ивановой, Г.М. Алаторцевой, Н.Д. Малышевой, О.Н. Мавриной, Т.А. Мишенькиной, Ф.В. Лунёвой, Р. Гайдиной, Л.Долгополовой и других способствует, как бы сейчас сказали, всё более высокому рейтингу школы и её учителей. Нельзя не упомянуть И.А. Мамаева и О.Н. Маврину, которые рискнули вести уроки рисования в средних классах на английском языке, обладая не только природным талантом, но и стремясь обогатить «палитру» спецпредметов; Т.А. Мишенькину, которой принадлежит большая роль в создании фонда английской библиотеки. Книги для внеклассного чтения, справочники, словари становятся доступными учащимся.

В школе появляется первый лингафонный кабинет, причём программы по аудированию создаются самими учителями.

Выпускник СШ № 46 Сергей Петров в Вашингтоне (США) с группой российских студентов.

Со временем в школе создается клуб интернациональной дружбы имени американского художника Рокуэлла Кента. Этот клуб ставил своей задачей организовать не только возможную по тем временам переписку со сверстниками зарубежных стран, но и организацию внеклассной работы по языку через секции клуба. К примеру, секция «Кукольный театр» (руководитель Р.А. Филимонова) предназначалась для учащихся младших классов, когда разыгрывались небольшие сценки с персонажами известных сказок, а секция «Солидарность» предполагала организацию встреч со студентами стран Азии, Африки и Латинской Америки, обучавшихся тогда в Астраханском рыбвтузе. Медленно, но верно складывался дружный творческий коллектив не только

преподавателей английского языка, но и учителей-предметников, имена которых известны астраханцам: М.А. Штехель, А.Д. Розин, Н. Масюкевич, А.И. Демагина, А.И. Асанов, Л.А. Воронова, В.И. Порядкова, Т.Р. Марченко, М.А.Савкина, С.С. Овчинникова; этот ряд достойнейших людей и замечательных педагогов можно продолжать до бесконечности.

В начале 1980-х гг. школа переезжает в новое здание по адресу ул. Б.Хмельницкого, которая фасадом смотрит на Амурский бульвар, ставшим частью нового современного благоустроенного микрорайона рядом с храмом Равноапостольного князя Владимира на Приволжском затоне. В 1981 г. школа снова изменяет свой статус, но не теряет своей притягательности: теперь она называется средней школой № 46 с углубленным изучением английского языка. К этому времени уже наработан опыт по работе с учебно-методическими комплексами; школа максимально возможно использует технические средства обучения, четко работает методическое объединении преподавателей английского языка под руководством Заслуженного учителя Российской Федерации С.И. Татарович. Её профессиональная подготовка, большой опыт в методике преподавания способствовали выработке единых требований к стандартам базовых умений и навыков учащихся.

Празднование Halloween. Парад масок.

Открытые уроки, семинары, товарищеская помощь молодым учителям более опытными преподавателями, обмен мнениями создавали нужную рабочую атмосферу. Методическое объединение не отставало от новых течений и веяний в методике преподавания: ролевая игра, введение в языковую среду и т.д. На другой уровень поднимается и внеклассная работа: проводятся традиционные недели иностранного языка, олимпиады, конкурсы. В школе складывается традиция: отмечать день рождения (25 января) шотландского поэта Роберта Бернса, а немного позднее знамений Хэллоуин с конкурсом масок и костюмов. Традиционно в апреле отмечается день рождения Вильяма Шекспира, сопровождавшийся постановкой отрывков из пьес Шекспира и конкурсов чтения его знаменитых сонетов; работает Зал интернациональной дружбы с регулярными экскурсиями по знакомству с экспозицией; тепло приветствуют делегацию работников Министерства образования Кубы; проводятся слеты юных интернационалистов, звучат песни ансамбля политической песни «Ровесник», который завоёвывает звание лауреата областного смотра школьных самодеятельных коллективов. Именно в 1980-е гг. закладываются принципы «диалога культур», который включал в себя поиск взаимодействия культур России и англоязычных стран в области литературы, истории, искусства, традиций и обычаев. Школа становится одним из филиалов АГПИ, так как большая часть студентов факультета иностранных языков проходит здесь педагогическую практику, получая грамотную методическую помощь ведущих преподавателей школы. Тесно взаимодействуют учителя школы и преподаватели пединститута: З.М. Рубан, В.Н. Филиппов, Т.О. Собгайда, С.В. Краева, Ю.Т. Смолко.

В 1995 г. школа снова претерпевает изменения в статусе: она становится билингвальной гимназией, где наряду с английским языком вводится второй иностранный язык на выбор: французский и немецкий. Большой вклад в осуществление этой задачи вносят преподаватели: Л.Н. Егорова и О.Н. Избранова. Слово «гимназия» ассоциируется с преподаванием классических гуманитарных дисциплин наряду с обязательными предметами естественно-математического цикла.

Популярность школы растёт, создаётся устав гимназии и даже рождается собственный гимн на мотив известной песни ансамбля «Битлз» «Желтая подводная лодка» («The Yellow Submarine»). К тридцатилетию школы (1994 г.) выпускается памятный значок с девизом «Live And Learn» (Век живи - век учись). Гимназические классы получают в своё распоряжение новые программы и учебники; возникает новая традиция «День гимназиста», когда учащиеся 5-х классов произносят клятву гимназистов, текст которой составлен совместно с преподавателями литературы и русского языка.

По существу современная билингвальная гимназия № 4 – это результат слаженной работы неравнодушных людей, единомышленников, четко обрисовавших контуры нового профиля школы в сложных экономических условиях под руководством директора гимназии Заслуженного учителя РФ Г.В. Лендовой, её заместителей по учебной, внеклассной и научно-исследовательской деятельности учащихся Е.А. Сорокиной, Е.В. Алябьевой, М.Э. Шаровой, Г.А. Карпуниной и всего педагогического коллектива в целом.

С конца 1990-х гг. и периода первого десятилетия 2000-х гг. это большая работа учителей иностранного языка по проектной методике в области спецпредметов, лингвистики и культурологии. Среди таких мастеров педагогического творчества нельзя не отметить Н.В. Баранович, Г.Л. Кинкович, Л.Я. Павлоцкую Л.Н. Кочетову, А.А. Хомякову, Г.В. Клишину, А.А. Кошманову, О.Н. Избранову, Л.Н. Егорову. И.Л. Лаптеву.

Группа преподавателей СШ № 46 у входа в новое здание.

Лауреатами и дипломантами научно-практических конференций города и области становятся старшеклассники школы, они же занимают призовые места в области других исследований: истории (преподаватели Н.В. Цай, Т.И.Серова), математики (Т.Н. Трутнева, Л. Баязитова), литературы (Н.Л. Березина) и другие энтузиасты педагогического творчества.

В 1990 г. группа астраханских школьников, среди которых были и учащиеся средней школы № 46, прошедшие конкурс на право поехать в США по программе «People To People», впервые покидают страну и оказываются далеко за океаном, общаясь с американскими школьниками: они понимают, что возможно взаимопонимание и дружеские контакты с представителями другой культуры, другого менталитета.

В 1994 г. преподаватели английского языка получают возможность оказаться среди носителей языка, своими глазами увидеть достопримечательности страны изучаемого языка. Такой интересной, познавательной и незабываемой была творческая поездка в Великобританию в знаменитый учебный центр Челси в Лондоне.

Какова школа сейчас?

Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке группы РИА Новости и «Учительской газеты», а также при содействии Министерства образования и науки РФ составил рейтинг лучших школ России. В топ-500 вошли три общеобразовательных учреждения нашего региона: астраханский технический лицей, школа одаренных детей им. А.П. Гужвина и гимназия № 4 г. Астрахани.

То, что гимназия № 4, ставшая продолжателем лучших традиций средней школы № 46, вошла в список 500 лучших учебных заведений страны - закономерно. Два основных критерия: результаты ЕГЭ и всероссийских олимпиад школьников заслуживают, что все три школы достойны быть в подобном перечне. Качественное образование и развитие таланта и способностей выпускников - вот основные направления в работе коллектива гимназии в настоящее время.

Школа прошла долгий путь становления и развития. Фундамент школы был заложен людьми, верными своему учительскому долгу. Среди них были и яркие звезды, достигшие высшего педагогического Олимпа, и скромные добросовестные труженики, но каждый из них вкладывал свой потенциал, свою душу, свою энергию и энтузиазм в ту школу, которую помнят и знают не только астраханцы.

1 мая 1969 года. СШ № 46. Коллектив учителей.

Несколько лет назад на торжественной линейке один из высокопоставленных чиновников назвал школу № 46 «брендом», т.е. высшим показателем качества работы всего педагогического коллектива и тех, имена которых предать забвению невозможно.

В 1991 г. вышел сборник стихов астраханской поэтессы, выпускницы средней школы № 46 Дины Немировской, имя которой теперь известно не только отечественным любителям поэзии, но и за рубежом, в частности, в Израиле. Одно из стихотворений посвящено школе, оно так и называется «Школа».

Сглотнула нас всех - как море:


Где парус? И где - корма?


На радость или на горе,


Взяла нашу жизнь - сама.


Барахтались мы, точно крабы,


От чисел и слов дрожа...


Но шёл по годам корабль


В четыре больших этажа.


Как странно мы присмирели:


Всё ближе прощанья час...


И кто мы на самом деле?


И чем она - школа - в нас?


Обкатанной галькой закружит


Волна выпускной кутерьмы...


Вдруг выплеснет горстку жемчужин


И это окажемся - мы!

Л.С. Клычёва с выпускниками 2008 года.

Дина Немировская, может быть, не зная сама, по наитию произнесла слова «горстка жемчужин», имея в виду выпускников школы, которые приумножают добрую репутацию школы. Их можно найти практически на всех географических широтах. Они живут и работают в нашей стране, городе и области, в странах дальнего и ближнего зарубежья. Это О.М. Проталинский, профессор кафедры АСОИ АГТУ; Н. Чикиндас, учёный-бионик, профессор (США, Нью-Йорк), С.Г. Львов, учёный, краевед; Д. Сундуков, доктор медицинский наук (г. Москва); Н.В. Саква, программист Центра космических исследований (гор. Королёв, Московская область); О.П. Фитонова, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», главный врач инфекционной больницы (г. Кисловодск); военные переводчики Сергей Чернышов и Олег Слепов, технические специалисты в области добычи нефти и газа Дмитрий Андреев и Дмитрий Страхов, Сергей Казанцев; преподаватель кафедры иностранных языков Э.А. Саракаева; сотрудники ФСБ и Интерпола Олег Чмырь, Артём Алябьев и Юрий Спектор; диктор Астраханской телерадиокомпании «Лотос» Венера Ажимулаева, тележурналист Вадим Романов, певица Лариса Сазонова; доктор филологических наук, профессор кафедры всемирной литературы Московского педагогического университета Е.Н. Черноземова; директор музея ООО «Газпром добыча Астрахань» Е.В. Казакова; директор центра подготовки и переподготовки по иностранным языкам EUROCENTRE в г. Смоленске И.А. Жукова; заместитель директора по производству электромонтажной фирмы «Контакт» А.Р.Зубарев; госслужащие в администрации города и области П.Н. Смолко, А.Л. Хачаньян; директор школьного центра «Технопарк» при АИСИ В. Войков, а также И.С. Баранович, директор по правовым вопросам компании «Johnson&Johnson» в России и странах СНГ; А.Ю. Кинкович, управляющий банка СКБ и многие, многие другие, среди которых преподаватели гимназии, продолжающие семейную традицию учителя — предметника: Г.А. Соколова, A.M. Белолипская, О.В. Кузнецова, А.Г. Филатова. Невозможно всех перечислить, но каждый из них на своем месте отдает себе отчет в том, что когда-то дружеская встреча с английским языком стала одним из слагаемых судьбы и профессии.

В 1964 г. на экраны страны вышел фильм «Добро пожаловать или посторонним вход запрещён». Если перефразировать название этой популярной комедии, то можно сказать, что школа говорит всем: «Добро пожаловать! Welcome! Вход свободный». И ещё одна аналогия: 50 лет назад заработала радиостанция «Маяк». Пусть школа остается маяком на дороге, ведущей к знаниям.

Заслуженный учитель Российской Федерации, ветеран педагогического труда Л.С. Клычева, специально для «Факта и компромата»

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 33 (593), 29.08.2014 г.