Астраханские банкроты: кто следующий на вылет?
Когда-то территория между астраханскими посёлками Новолесной и Стрелецкий называли промышленной зоной. Основу составляли предприятия Астраханрисстроя: заводы железобетонных изделий, сборного крупнопанельного домостроения, керамзитовый. Все они составляли основу строительной индустрии для мелиорации, которая шагнула в наш регион. Именно мелиорация должна была поднять достижения астраханских овощеводов и бахчеводов на новую высоту. Именно благодаря мелиорации земель Астраханская область стала выращивать высокие урожаи овощебахчевой продукции и получила почётное звание Всесоюзного огорода.

В крепкой связке со строительными предприятиями работали ремонтно-механический завод и автопредприятие, имеющие свыше пятисот машин самого различного назначения. Одни воспоминания остались от всего перечисленного мной. За годы перестройки, а потом криминального передела, которые происходил в девяностые годы прошлого столетия, предприятия по нескольку раз «переходили из рук в руки». Ничего хорошего из этого не вышло – их обанкротили. От былого величия остались одни «рожки да ножки». Сейчас они пугают прохожих пустыми окнами, разбитыми стенами.

Дольше других держались «на плаву» заводы по производству керамзита и СпецЖБИ. Здесь периодически менялись владельцы. Но они сумели сохранить производство. Некоторое время назад прекратил свою деятельность завод СпецЖБИ. Сейчас здесь тишина. А вот завод по производству керамзита работает. Это довольно приятный факт. Но вот надолго ли хватит ему предпринимаемых действий для сохранения производственного потенциала? Не хотелось бы, чтобы он оказался в претендентах на выбывание. Ведь речь идёт не об оборудовании в цехах, которое можно заменить безболезненно. Речь – о работающих на этих предприятиях. Не придётся ли им вставать в очередь на бирже занятости населения? Всё идёт к этому.
Надо сказать, что в разряде обанкротившихся за период «лихих девяностых» предприятий Астраханрисстроя оказались не только названные, но практически все, которые ранее работали в районах. Да, в общем-то, и в областном центре.
Банкротились предприятия не только Астраханрисстроя. Банкротились предприятия и других крупных «игроков». Эта печальная тенденция – правда, в куда меньшем масштабе – докатилась и до наших дней. Недавно было объявлено о банкротстве крупнейшего в Астрахани автотранспортного предприятия. Арбитражный суд областного центра признал банкротом предприятие «АстраханьПассажирТранс». Судебная тяжба по этому предприятию началась ещё в ноябре минувшего года. Инициатором стало ООО «Аст-Петрол». Ему «АстраханьПассажирТранс» задолжал свыше 25 миллионов рублей. Главным образом – за горюче-смазочные материалы. Полномочиями по перевозке астраханцев теперь обладает самарский «АвтоМиг». Новая расстановка на автомобильном пассажирском рынке должна, по замыслу чиновников, положительно сказаться на перевозке астраханцев.

Дамоклов меч банкротства в конце апреля текущего года повис над судостроительным заводом «Красные баррикады». В таком же незавидном положении оказался астраханский ликёроводочный завод – один из старейших в регионе. Ему исполнилось 117 лет. На 118 году он перестал выпускать продукцию. Оборудование остановлено. Рабочие распущены на неопределённый срок. В данный момент каких-то официальных сообщений о судьбе «Алвиза» нет. Аналитики предполагают, что решение о судьбе предприятия приняли его московские владельцы. Но следует сказать, всё шло к банкротству. Астраханьстат подсчитал, что объём продукции завода с 2013 года стал резко падать и в последнее время упал в шесть раз. Это привело к сокращениям трудового коллектива.

Астраханцы добром словом вспоминают исчезнувшие завод «Прогресс» и консервный завод, «Ветроэнергомаш» и рыбокомбинат, табачную фабрику и пивкомбинат, хлебозаводы и десятки других астраханских производств различного назначения. Остаётся лишь верить, что восстановление этих и других предприятий нашего региона не за горами.

Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №28 (738), 2017 г.