Не так давно ко мне в гости приезжал московский товарищ, с которым несколько десятилетий назад мы вместе тянули лямку армейских "тягот и лишений". После спартанского ностальгического вечера воспоминаний решили мы нагрянуть к Алексею "хлеборезу" ещё одному нашему боевому товарищу, ныне живущему в Сасыколях.

Созвониться с ним не довелось, нам стало известно, что не так давно он скоропостижно ушёл из жизни. Мы с моим армейским товарищем решили навестить могилу сослуживца, тем более у него оказалось одно неотложное дело в рядом стоящей Кочкаватке. Не буду растекаться мыслью по древу, тем паче статья будет посвящена не скорбному стоянию над могильным холмом армейского товарища, а вещам более прозаическим. 

Тем, кто был в Сасыколях, хотя бы проездом, довелось видеть, что рядом с сельским кладбищем стоят вагончики ритуальных контор или конторы. Мой московский товарищ, по профессии скульптор, долгое время проработавший с разными поставщиками камня, нередко лично выезжавшего за рубеж для закупок сырья, в общем – человек, хорошо знающий толк во всяких отечественных и заморских гранитах, мраморах, известняках и т.д.

Чтобы справиться о памятнике нашему общему другу, мы заглянули в сасыкольскую контору, и по приезду назад в город, в ряд местных подобных заведений. Далее, опуская из вида глупые выражения лиц ритуальных консультантов, привожу почти целиком, хотя, конечно, и не дословно вывод товарища о посещённых конторах и о их каменном ассортименте.

«То, что в Астраханской области нет природного камня, это и ежу понятно, но то, что у ваших ритуальщиков такие тесные связи с китайскими поставщиками, причём не с самыми лучшими и честными, для меня это было откровение. Все гранитные памятники, которые нам предлагали под видом итальянских, индийских, монгольских, уральских - все без исключения, от эконом-класса до элитных предложений, имеют китайское происхождение. Отличие же между ними всего лишь в степени обработки и количестве химии, которыми их пропитывают и натирают для пущей черноты и зеркальности, а иногда для скрытия микротрещин и более широких лопин. Среди предлагаемых образцов проскакивали и сорта камня, к природному происхождению отношения не имеющие. Ушлые или рачительные (кому как более нравиться) китайские камнеобработчики научились весь каменный неликвид перерабатывать в пыль и лить заново камень нужных размеров и конфигураций». 

Далее однополчанин заметил, что ни в одной конторе ему не смогли показать ни элементарных документов соответствия ГОСТу, ни гигиенических сертификатов, вообще хоть какую-то зацепку о происхождении того или иного памятника, не одного хоть мало-мальски серьёзного документа... 

Вот так, не солоно хлебавши, он и уехал, пообещав привезти в следующую весну достойный образец каменного ритуального зодчества из качественного отечественного камня, изготовленного в легальной конторе, имеющей все на то официальные права и моральные основания.

Кантемиров, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 40 (600), 17.10.2014 г.