На очередном заседании областной антинаркотической комиссии губернатор Астраханской области Александр Жилкин предложил бороться с наркоманией самыми нетрадиционными методами. В частности, с помощью Интернета. Впрочем, обо всём поподробнее.

Первым этапом подобной борьбы стало выкладывание фотографий-победителей антинаркотического конкурса, прошедшего в конце прошлого года, на областном сайте федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Один из авторов работ в своём интернет-блоге совершенно искренне радовался тому, что посетители данного сайта поставили его фотографиям высокую оценку, считая, что раз сайт такой службы – то и наркоманы должны его периодически просматривать. Что думали те, кто выложил работы именно на этом сайте – остаётся только догадываться. Как и о том, думали ли они вообще.

Надо сказать, с наркотиками у нас всегда борются, мягко говоря, очень странно. Вместо закрытия каналов поставки – красивые картинки на сайте наркоконтроля, вместо нормальной диагностики – записывание в наркоманы тех, кого один единственный раз поймали в состоянии наркотического опьянения. А что, это же гораздо безопаснее, чем бороться с наркомафией.

Вот, наркологический диспансер опять отчитывается о том, сколько у нас среди подростков выявили наркоманов. И приводит ужасающие цифры – что-то в районе 2000 человек. Хотя, если умудриться провести честный опрос – эту цифру можно смело умножать на 10, и это как минимум. То есть, работа диспансера – просто капля в море. От которой, как уже начинает казаться, практически ничего не зависит.

Попытки выявить гораздо большее количество наркоманов, конечно, были. Например, буквально год назад хотели проводить принудительное обследование школьников на предмет употребления ими психотропных веществ. Сомнительная инициатива. И дело даже не в том, что это, по сути, вмешательство в частную жизнь, и никому не будет приятно проходить подобные тесты. И не в том, что самые отъявленные хулиганы, как раз употребляющие наркотики, на уроках-то не появляются, не говоря уж о днях проведения подобного тестирования. Да и обмануть можно при желании любой тест, тем более что наркотики из организма всё-таки выводятся, а тестирование у нас редко когда бывает внезапным. Важно то, что на это всё нужно выделять бюджетные деньги. Даже сумма была названа – около 350 рублей на одного школьника. Это в то время, когда в школах ремонты еле движутся, когда на питание тем же школьникам выделяются смешные суммы, не дотягивающие до питания в немецких концлагерях.

На питание денег нет. Зато вот на совершенно ненужное тестирование они находятся запросто. И без разницы, что употребляющие наркотики в последнюю очередь думают о том, попадутся они или нет. Что ими движут совсем другие причины и мер борьбы может быть только две – создание более благоприятной обстановки, в которой наркотики не нужны, либо перекрытие каналов поставки.

Кстати, по поводу обследования. Как все знают, в нашей стране на обе ноги хромает диагностика. О большинстве болезней, полученных в школе, люди начинают узнавать либо на призывной комиссии в военкомате, либо при приёме на работу. Или тогда, когда симптомы заметны невооружённым взглядом.

И вот нет бы эти 350 рублей выделить на более качественную диагностику заболеваний. Чтобы помочь тем, кому это действительно надо. Кто заболел не по своей воле. Так нет. Школьники и дальше будут болеть, зато наркоманы будут знать, что они наркоманы. Есть что-то неправильное в подобной расстановке приоритетов, раз один-два наркомана государству важнее здоровья двадцати-тридцати больных людей.

В вузах, к слову, подобное тестирование уже проводится. Правда, на добровольной основе. Что вообще нонсенс. Это, примерно, то же самое, как просто ходить и задавать вопрос «не наркоман ли вы?». Покажите хоть одного наркомана, который, зная об ответственности, в том числе и уголовной, добровольно пойдёт проходить подобное тестирование? Вот и выходит в результате междусобойчик, в котором люди, не употребляющие запретное зелье, проходят тесты и показывают хорошую статистику. И все довольны.

Только все эти методы никак количество наркоманов не уменьшат. Если продолжать также бороться с мелочами и оставлять всё как есть в каналах поставки. Ведь, если наркотики уже в город доставили, то продать их – дело относительно простое. Спрос всегда есть, товар тоже – по всем законам экономики он не залежится и найдёт своего потребителя.

Вот, допустим, нашумевшая тема с легальными наркотиками. Когда изготовители, пользуясь несовершенством нашего законодательства, каждую новую партию наркотиков делают с новыми формулами. Успевая продать старую до того, как её успеют запретить.

Каким-то же образом через границу они проходят? Никто же не останавливает, всё официально. И нет бы, бороться с этим. Меньше наркотиков – меньше наркоманов, простая арифметика. Ну не будет большая часть людей готовить что-то на кухне кустарным способом, особенно для первой дозы. Практически все соблазняются доступностью. А куда уж доступнее, когда наркотики продаются там, где даже пиво-то продавать законодательство запрещает.

Огромное количество людей живут исключительно за счёт наркоторговли. Они способны за взятку купить практически кого угодно. Потому бороться предпочитают на местах. Закрыли один ларёк – и неделю об этом по всем СМИ трубят. В итоге получается, что неважно, если через две недели он опять откроется. Об этом уже не скажут.

Поймали одного наркоторговца, который сам наркоман с многолетним стажем, и денег у него давно уже нет – всё на дозу уходит, и тоже об этом давай трубить. А то, что на его место уже метит куча других – это всё, видимо, мелочи.

У нас уже до абсурда доходит. Законодательство по борьбе с «пиратством» в нашей стране уже гораздо более жёсткое, чем по борьбе с наркотиками. Объяснить это чем-то другим, кроме как тем, что у «пиратов» нет такой прибыли и, соответственно, денег на взятки, как у наркоторговцев, не получается.

Таким образом, вроде бы борьба ведётся, вроде даже какие-то результаты есть… А на самом деле абсолютно ничего не меняется. Наркотики в Астрахань шли, идут и долго ещё будут идти такими темпами, если бороться с ними будут только методами, подходящими под определение «показуха».

В общем, наша власть в своём репертуаре. Туристов она привлекает публикациями в местных газетах, заводы она строит на бумаге, а с наркоманами борется по Интернету. Если не выходить из дома, то даже может показаться, что жить стало лучше. И веселей.

Видимо, это то самое, обещанное нам, электронное правительство вступает в свои права.

Вадим Окороков,

"Факт и компромат" № 7, 11.03.11.