На общественно-консультативном совете при губернаторе Астраханской области при обсуждении вопросов межнациональных отношений в нашем регионе была высказана идея, что бороться надо, прежде всего, с бытовым национализмом. Чтобы разобраться с таким явлением, как «бытовой национализм», наш еженедельник обратился к Равилю Джуманову, историку-этнографу, который много лет занимается вопросами межнациональных отношений.

***

«Бытовой национализм» - это не просто рассуждения семьи на кухне, или соседские «байки» на скамейках. Он складывался многие годы из отношения микросоциума (семья, соседи) к власти и её отношения к народу, к несправедливому распределению материальных и финансовых ресурсов, коррупции, криминализации общества, подвергающей опасности жизнь и здоровье людей, неконтролируемой миграции в среде в прошлом тихой и мирной Астрахани. 

Бытовой национализм можно охарактеризовать как пассивный протест части людей, отдаляя таких групп от власти, значит, создавать благодатную почву для пассивности, нигилизма людей. Думаю, попытаться бороться с явлением – это бороться с «ветряными мельницами»: в наше время устроить тотальную слежку за каждой семьёй и знать, что высказывает каждый человек – невозможно. Надо бороться с факторами, причинами, сформировавшими это явление.

Какие факторы привели к бытовому национализму?

Как фактор и явление межнациональных или внутринациональных отношений в быту существует давно. В советское время любое высказывание репрессировалось, в новой России эти явления скрываются. Каждый начальник от выборов до выборов старается работать спокойно, без эксцессов, а средства массовой информации преподносят эти явления глянцево, непрофессионально. Национальные и межнациональные вопросы не анализируются и не изучаются, отсюда и растерянность, и паника правоохранительных органов, властных структур и самих граждан, когда случаются ЧП. Положительным фактором является высказывание губернатора, что у нас проявлен бытовой национализм и другие деструктивные группы. Ещё ранее, глава администрации губернатора Канат Шантимиров констатировал о наличии в области этнических криминальных групп.

Более десяти лет назад, будучи председателем общества ногайской культуры «Бирлик», на совете при губернаторе Гужвине А.П. я высказался, что в Астрахани пока открытого межнационального конфликта нет, но есть национализм в быту и необходимо с ним работать. Совет тогда слушал, но не услышал. 

В те времена уже возникал вопрос: как быть с миграцией в Астрахань из соседних регионов. Приведу, на мой взгляд, положительный опыт устройства в Астрахани иностранных торговых мигрантов царской Россией в XVIII-XIX веках. Их компактно заселяли в Заканавной части города Гостиными (торговыми) дворами: Агыржанский (индийский), Бухарский (среднеазиатский), Персидский (иранский), Армянский (Джульфинская компания) с жилыми посёлками, с мечетью, храмами, элементами самоуправления. Эти поселения были подконтрольными властям. Власть решала их внутренние споры, взимала пошлинные сборы, налоги. Было удобно и тем, и другим. У нас как? Эмигранты из северокавказских регионов закупают хибары и дачи в пригородных микрорайонах Царев, Янго Аул, Казачий, Началово. Ставят громадные архитектурно-несуразные дома между скромными домами коренных астраханцев, вызывая их зависть и ненависть. Поди, проконтролируй, что они хранят в подвалах и чем занимаются, как себя ведут.

Следующий фактор: коренные астраханцы – русские, татары, казахи, ногайцы, калмыки. Тихий, мирный, работящий народ. Они работали на страну, а сами жили на заработанные деньги относительно скромно, без излишеств. Возьмём микрорайон Царев: завод им. Карла Маркса, «Макар-завод», Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, завод им. Сталина, завод 30 лет Октября, Сольбаза, «Астраханец». Жители целыми династиями трудились на этих предприятиях, пользовались почётом, уважением властей. У них и в помине не было национализма. У людей было сформировано общественное сознание и гордость. 

В девяностых годах, как говорят, «Мамай прошёл» (в образе Чубайса): приватизация, присвоение, банкротство предприятий, воровство руководителями колхозной земли и имущества. Людей лишили естественного права работать и зарабатывать. В стране воцарилась европейская либерализация, т.н. «правозащитники», купленные политтехнологи истощали силу духа нищих сограждан. Лишали выпускников институтов, техникумов фиксированной работы по специальности, лишили наше школьное образование трудового воспитания, более 20 лет в молодое сознание вбивается пропаганда «играй, развлекайся, лови кайф, удачу, красивую беззаботную жизнь». Не случайно, парень не заработавший ещё ни копейки, мечтает о «Мерседесе», а смазливая девчонка говорит: «я буду фотомоделью». В результате в нашей области почти нет желающих работать на земле, собирать урожай, хороших юристов, зоотехников, агрономов, происходит люмпенизация граждан, живущих на социальные подачки или на разовые заработки, но есть ещё умные, целеустремлённые специалисты-профессионалы, выдерживающие натиск европейского стандарта жизни и хозяйствования.

Мигранты, коррупция, толстосумы

За последнее десятилетие страну и Астрахань захлестнуло явление мигрантов из бывших республик СССР, в основном из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Их стали именовать оскорбительным «гастарбайтеры» - как называли угнанных граждан СССР в фашистскую Германию из оккупированной территории.

Узбеки, таджики – потомки выдающейся культуры Востока, превратились в наше время в изгоев России и Европы. Миграционный процесс - неконтролируемый, неорганизованный, криминальный - превратился в «кормушку» для соответствующих структур. В сводках сообщаются цифры «официальные» и «неофициальные» (ещё больше). Почему? Ведь каждый мигрант пересекает границу Астраханской области, их фиксируют, затем они регистрируются, поступают куда-то на работу, где-то прописываются сезонно или постоянно. Почему эти сводные списки всех мигрантов с подписями структур не ложатся на стол одного из замов губернатора? Почему их всё время ищут, ловят, над ними издеваются, унижают, некоторых отправляют обратно. «Восток – дело тонкое», они ищут пути проникновения, для них «бахшиш» - взятка – норма жизни. В прошлом, в регионах были отдельные списки «трудовых ресурсов» - избытка рабочих и специалистов. Межобластными договорами обменивались этими специалистами.

Наши руководители часто встречаются с президентами и главами республик, стран. Я не знаю, обсуждают ли они процесс мигрантов. Они же дополнительно преподносят «головную боль» для властей и жителей.

Астраханцам обидно и стыдно за коррупционные скандалы в верхних эшелонах власти. Министр ЖКХ Яровой целый год уговаривал жителей, какие блага сулит монетизация – замена натуральных льгот денежными компенсациями. В очередной раз многие поверили. Господин Яровой исчез, исчезли вместе с ним и 107 миллионов рублей, а плательщики ЖКХ до сих пор разбираются в «прелестях» монетизации.

Что не хватало престарелому мэру города М. Столярову, получая 10 млн рублей взятки?

Самыми «хлебными» являются ведомства, заведующие имуществом, землёй, недвижимостью. 

Исторически, земля – созданное благо Всевышним. Астраханская земля шесть тысяч лет назад освобождена от Хвалинского (Каспийского) моря. С тех пор на этой земле свободно жили и трудились многие народы – предки астраханцев. Было общинное пользование землёй всего народа, и никто не претендовал на присвоение Божьего добра. А сегодня земля-матушка стала предметом коррупции, бандитских разборок, а пустующая земля, тем временем, заболачивается, опустынивается. Столько коренных астраханцев стали наследными владельцами земли, 10 процентов есть? Земля, бугры, ильмени куплены толстосумами. Обидно? Конечно, обидно.

В начале 90-х годов как грибы после дождя образовались национально-культурные общества. Сейчас их насчитывается около двадцати. Власть надеялась переложить национальную, межнациональную работу на их плечи. До 1995 года она финансировала их работу. На татарском, казахском, ногайском и других языках в местном эфире транслировались телевизионные и радиопрограммы. На базе Астраханского педучилища готовились группы учителей родных языков. Это были годы вдохновения, возрождения культуры народов, но «недолго музыка играла». К концу 90-х годов началось на эту свободу «закручивание гаек». Подобрались «идеологические умники», которые «высосали из пальца» тезис «русский язык, культура, русский народ плохо представлены по сравнению с другими национальными культурами».

В итоге в начале 2000 года телерадиопрограммы «Дуслык», «Жолдастык», Тулпар» были закрыты, преподавание родных языков от предметного изучения переводились на факультативы, кружки. Обещанный «Дом дружбы» народов Астрахани за 30 лет так и не создан. Правда, сейчас обещают отдать под «Дом» концертный театр в «Аркадии» и время на «Лотосе» для национальных программ. Поживём, увидим.

Очень серьёзный вопрос для любого государства, тем более для России – не выработанная национальная идея – смысл жизни многонационального федеративного, светского государства. После коммунистической идеи мы долго блуждали по Европе, «на кого быть похожими»: социал-демократическую Германию, шведскую модель экономики, некоторые даже видели в России возвращение монархии. Европа заставила принять нас в свою помойку неолиберализма. Вот и пожинаем мы плоды этого либерализма, с ложно гуманистическими лозунгами. Идейный вакуум упорно пытается занимать православная церковь с традиционными, монотеистическими идеями, не отражающими современные реалии общества. При этом она претендует на главную, единственную идею в России. Бывшие атеисты-коммунисты и комсомольцы дружно пошли на церковную службу. Мусульмане, буддисты, иудеи, католики переходят на второй план. Не отсюда ли лозунги «Россия – для русских!», погромы скинхедов, вандализм на еврейских кладбищах. По Конституции, государство в религиозном отношении должно быть нейтральным, равноправным для всех религий и верующих в России.

В истории известно: чем хуже жизнь, тем острее национальный вопрос. Когда всё хорошо, волноваться нечего, а когда плохо, отрицательные эмоции требуют вымещения, найти врага: «это они отнимают у нас жизненное пространство и портят его».

Придуманный тезис «бандит не имеет национальности» - фальшь и дезориентация, то есть национальность есть, но она отвечает только за хорошие дела, а за плохие: бандитизм, терроризм этот народ не хочет отвечать. Всякий преступник – представитель своего народа, диаспоры и позор народа.

От астраханской идентичности – к общероссийской

Изучение, анализ национальных отношений вот уже как 30 лет замыкается на идее «толерантности» - терпимого отношения к человеку другой национальности, религии, уклада характера, но ведь толерантность не формируется стихийно. Для этого нужна система воспитания, культурно-образовательная программа с подготовленными специалистами. У нас как: проводятся совещания по толерантности, пишутся планы мероприятий, назначают ответственных и вперед! На следующем совещании эти ответственные отчитываются, принимаются другие решения. Мы вот уже 20 лет живём с новыми паспортами «граждан России». Идея толерантности – терпимости в наше время получает другую концепцию: от этнической идентичности – русский, ногаец, казах, татарин – к общероссийской идентичности, на формирование симбиоза языков, культуры россиянина. Это кропотливая, длительная работа должностных лиц, независимых научных деятелей, профессиональных специалистов.

Если мы преодолеем эти факторы, будем работать не торопясь, без «фанфар и барабанов», формируя альянс «власть-народ», отпадут вопросы бытового национализма и всякого национализма на астраханской земле.

Равиль Джуманов, историк-этнограф, член Союза журналистов РФ, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 19 (580), 23.05.2014 г.