Чисто дело на грязный лад. В чём причина грязи в Астрахани?

Весной активно проглядывают все наши астраханские красоты: грязь, распутица, мусор, ямы да ухабы. Грязь в Астрахани по своей природе и большей частью происходит из самого города и виноваты в этом бордюры.


Три врага чистоты

Там, где они есть, они крепко держат грязь и воду на дорогах, а грунт при этом находится выше уровня дорог и тротуаров, от чего грязь вытекает на пешеходную и проезжую часть, да там и остаётся. Такая вот идеальная система в духе «всё для людей».


Вторым поставщиком грязи является сельская местность, откуда едут грязные машины. Сколько глину не скобли, она всё равно прилипнет, высохнет и в городе отвалится, останется грязью в городе.


Третьим и совершенно неоправданным генератором грязи являются стройки на территории областного центра, откуда выезжают грузовики на дороги общего пользования без предварительного обмыва колёс и нижних частей машины. Да и как их будут обмывать, если такие посты вовсе не предусмотрены? Попробуй в Москве выпусти самосвал или автокран со строительной площадки с грязными колёсами – проблем не оберёшься и на штрафах разоришься, вдобавок в будущем могут возникнуть проблемы с разрешением на строительство других объектов по причине халатного отношения к чистоте и порядку столицы.


Об этом давно нужно было подумать городским властям и обязать уже все строительные площадки обзавестись оборудованием и поставить на пост автомойщика, с этим даже вахтёры справятся за скромную доплату к своему заработку.


Тайны астраханских автомоек

Вот мы выяснили, откуда берётся грязь. А почему она остаётся и никуда не девается? Дело в том, что летом убирают сухую грязь с помощью спецтехники, а зимой спецавтохозяйство занимается уборкой грязи. Иногда даже лужи откачивают. Но никто, ни одно ведомство не занимается уборкой жидкой грязи, размазанной густым слоем по лицу Каспийской столицы.


Мы платим налоги за саму возможность жить в городе, а не в селе, но в этом городе как-то вот так получается, что на протяжении полугода дороги не чистят, словно так и должно быть, и никто ведь даже не спросит, не подумает о том, что так быть не должно.

  

Моек у нас довольно много и очевидно, что их количество на такой не очень большой город довольно велико. Бизнес этот хороший и приносит исправный доход своим владельцам при должной организации труда.


Прежде всего, нужно сказать о чернушности этого бизнеса: подавляющее большинство персонала работает неофициально за процент от выручки. Он варьируется от 10% до 30%. За 10% соглашаются работать те, кому уже совсем деваться некуда, при этом качество мойки и контроль за мойщиками практически не контролируется, что приводит к перманентному воровству и потере клиентов. С этого момента и далее я буду раскрывать карты моечного бизнеса одну за одной, в том числе и с помощью человека, работающего автомойщиком по сей день.


Мойки-помойки и не только

Мойки Астрахани можно условно разделить на несколько видов, где грязный пирог делят домашние, полулегальные, легальные и мойки-помойки или мойки-невидимки. Почему я говорю «условно»? Да всё потому, что зачастую эти виды бизнеса порой переплетаются, либо мигрируют из одного в другой, при этом изменения могут быть и не заметны стороннему глазу.


Начнём с «домашних» автомоек. Они выглядят следующим образом: на улице у одного из соседей есть моечный аппарат и гараж. Реже используется просто моечный аппарат. Такой сосед моет свою машину в основном на улице, потому как выкачивать канализационные стоки приходится с помощью грузовика-цистерны с насосом, каждый вызов коей влетает хозяину в копеечку.


Отмечу: мойка автомобилей близ водоёмов наказывается Кодексом об административных правонарушениях и варьируется от 500 рублей для физического лица до десятков тысяч (!) для лиц юридических. А мойка в неположенном месте в пределах населённого пункта наказывается административным штрафом, устанавливаемым местными властями на уровне муниципалитета. При этом местные же власти должны обозначить места, где машины можно мыть самому, не прибегая к помощи посторонних лиц и услугам автомоек – взял ведро, губку, щётку и пошёл, пошёл наводить красоту. Однако в Астрахани при поиске информации об этих разрешённых местах вы найдёте ровным счётом ничего, ни одного упоминания о том, где можно помыть железного коня. На стоянках и во дворах машины мыть нельзя, поэтому в Астрахани всё это дело является незаконным: за отсутствием ливневой канализации все продукты переработанной нефти с машины попадут на грунт, в почву.


Как бы легальные мойки

Некоторые просто моют машины у себя во дворе или придомовом гараже, а заражённая химикатами вода стекает либо в колодец, из которого просачивается в грунт и грунтовые воды, а далее – реки, ерики, либо выкачивается в последствии цистернами и сливается в отстойники, что также не приносит улучшения экологической обстановки в Астрахани.


Есть и вполне легальные мойки, работающие со всеми необходимыми документами, что, однако, не говорит о том, что действуют они по всем правилам и установленным нормам. А прежде всего речь о экологических нормах: ведь на мойках применяют очень опасные и активные реагенты, наносящие непоправимый вред окружающей среде в случае недоброкачественного слива канализации. Если мы взглянем на легальные мойки, то зачастую увидим обескураживающую картину: отработанная вода с них льётся в придомовые отстойники, где свободно проникает в почву, а оттуда – всё в те же грунтовые воды и в конечном итоге в Волгу.


Легальные автомойки отличаются от серых и чёрных только своими документами, потому как официально работниками там числятся в редком случае несколько человек, а в подавляющем большинстве случаев просто один сотрудник и он, как ни странно, к машинам вовсе не прикасается, являясь либо истинным владельцем, либо администратором, зачастую выполняя функции подставного лица.


Пропажам не удивляйтесь

На легальных, официальных автомойках работают те, кому не нашлось места в других сегментах трудового рынка. Редко можно встретить студентов и тех, кто решил подработать в каникулы – в основном на мойках работают те, кого не берут на другую работу.


Проверки работников никакой нет: люди, находящиеся в розыске работают в паре с вполне благонадёжными гражданами из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Поэтому не стоит удивляться каким-то пропажам в салоне и багажнике (да даже под капотом!) после такой вот мойки. Технологии воровства простые и незатейливые: мелочь, украшения типа колец под половиками и прочие компактные предметы улетают в трубу пылесоса; более крупные предметы оборачиваются в тряпку и на время выкидываются в мусорное ведро, чтобы после можно было безопасно извлечь ценность и оставить себе. Иногда мойщики делят краденое на всех, но зачастую тут каждый работает сам на себя в этом плане. Это – реальность от мойщика из первых уст.


Люди работают на официальной мойке по 12 часов за смену, но при этом официально они попросту безработные. И никакого тебе гибкого графика, никаких поблажек: мой машины или жди, пока они приедут. Нет клиентов? Мой бокс, собирай мусор, занимайся чисткой сливной канализации и отстойников, в которых скапливается песок, земля, тот же мусор. На старейшей астраханской мойке в штате порядка тридцати человек и ни один из них не работает официально.


Автомойщики Каспийской столицы

Иногда мойщики вкалывают по двое суток, чтобы получать больше денег. От такого графика работы у них не остаётся времени ни на что, кроме работы, поэтому они зачастую употребляют так называемые «скорости», а в простонародье спайсы, от которых у них повышается ненадолго работоспособность, а мозг начинает деградировать.


Тем не менее, многим этот вид жизни приходится по вкусу и можно встретить мойщиков со стажем в пять, семь, а то и в десять лет. У таких счастливых астраханцев есть своя клиентская база, оставляющая щедрые чаевые. И в случае ухода такого специалиста с мойки и перехода на другую, его клиенты начинают ездить в новое место.


В Астрахани работает порядка пяти тысяч автомойщиков. Эти люди не платят налоги и живут так, словно им судьбой предначертано мыть машины.


Чулпан Хаматов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 12 (670)