Кошельки астраханцев пустеют
По официальному опросу, в Астраханской области 1,4 процента домовых хозяйств оценили своё состояние как крайне бедное. Не всем хватает денег даже на еду. А ещё 30,1 процента сообщили, что денег на еду хватает, а вот покупать товары, одежду и оплачивать услуги ЖКХ довольно затруднительно.
  
Интересно, что ни одно домохозяйство, которые опрашивались, не призналось в том, что ему на всё хватает. Поэтому напрашивается вопрос: а есть ли в нашей области такие? Финансово устойчивым назвали себя лишь 12,6 процента домохозяйств. Они считают, что они могут позволить себе приобретать нужные вещи и всё, что считают нужным. Но не могут позволить покупку автомобиля, квартиры, дачи.

Хотим мы этого или не хотим, наши кошельки пустеют. И это несмотря на то, что в августе отмечено некоторое снижение потребительских цен. Такого, в общем-то, не было давно. Но радоваться не стоит, потому что некоторые эксперты считают, что осенью цены снова станут расти, и до конца года этот рост будет продолжаться. В это же время другие эксперты прогнозируют обратное, заявляя, что меняться цены не будут, во всяком случае, на продовольствие до конца года.

По данным Росстата, в конце августа выросли цены на некоторые продукты, коммунальные услуги и транспорт. Что опять? Скачок цен или сезонные колебания? Эксперты ломают головы, желая понять происходящее. Ведь с начала года цены поднялись от двух процентов на хлеб до 35 процентов на картофель. А в целом, по ряду продуктов цены только за август выросли на многие из них. В том числе на мясо скота и птицы, молоко и молочные продукты, рыбу, сахар и еще многое другое.

А что дальше? Потрясений ждать не стоит, заверяют чиновники. Тем не менее, сезонный фактор не оправдал надежд. Цены на плодоовощную продукцию практически не снизились, и не увеличились. А вот в будущем году ситуация может осложниться. Нынешние темпы роста внутреннего валового продукты: по разным данным от 1,5 до 3 процентов, не смогут создать крепкую основу для уверенного поступательного развития экономики, что отразится на уровне жизни населения.
Так что будем готовиться к скачку цен? Подготовиться к этому и встретить во всеоружии – ничего зазорного нет. И если часть продовольственных товаров, в первую очередь, овощи и фрукты, не будут шокировать ценами, то часть ходовых товаров и услуги, естественно, подорожают. Это относится к алкоголю, табачным изделиям, одежде, обуви, платежам по ЖКХ, бензину.
Кстати, бензин дорожает чуть ли не ежемесячно. Всё это самым непосредственным образом говорит о том, что инфляция будет более высоких значений. Во всяком случае, не такой, какую предсказывает Минэкономразвития. Мнения экспертов на этот счёт разделились. Одни считают, что она остановится на цифре 3,7 процента. И даже ниже. Другие уверены, что средний показатель инфляции будет в пределах четырёх процентов. Но как при одном, так и при другом показателе инфляции население это не очень почувствует. Ведь средняя инфляция рассчитывается по индексу цен на товары и услуги. Дорогие вещи дорожают медленнее, чем дешёвые, к которым относятся основные продукты питания. В последние годы продуктовая инфляция, например, держалась на уровне 30 процентов. А в общей сложности инфляция колебалась на довольно низком уровне. Но наши кошельки не очень это чувствовали.

В первом полугодии дорожало практически всё. Одно – больше, другое – меньше. Эта тенденция сохранится и во втором полугодии. Но население больше всего волнует вопрос: а будет ли дорожать хлеб. Ведь хлеб – всему голова, говорят на Руси. По данным Росстата, за первые шесть месяцев текущего года он подорожал в среднем на пять процентов. Эксперты предполагают, что и во вторые шесть месяцев цены вряд ли остановятся. Будет дорожать хлеб, будут дорожать и другие продукты. Хлеб, как всегда, потянет цены за собой. Подскочат, видимо, цены и на молочную продукцию. Потому что основная доля молока и сгущённых сливок идёт из-за рубежа. А это отражается на цене конечной продукции, той самой, которую мы покупаем в магазинах.

Борис Волжский, астраханский областной общественно- политический еженедельник «Факт и компромат», № 38 (748), 2017 г.