Мостовой прогон. Часть 1
Мы, астраханцы, живём в дельте самой большой реки Европы, при этом сама дельта одновременно является одной из самых больших в мире, формируя тем самым сеть многочисленных островов. Астрахань расположена на одиннадцати островах, а область, особенно южные районы, фактически представляют собой куски земли, «нарезанные» водяными артериями. Проблема мостов для нас является архиважной, фактически это вторая наиважнейшая для региона в целом и для каждого из нас проблема после вопросов спуска воды через плотину в Волгограде.

«Мост рухнул»
С мостами дело у нас обстоит не шатко, не валко, но это для нас не является чем-то необычным и сверхъестественным. Если мы копнём наше недавнее прошлое, то не без удивления обнаружим: очень многие мосты в центре (!) Астрахани были закрыты для автомобильного движения на протяжении многих и многих лет, и лишь перед тем самым юбилеем дело сдвинулось с мёртвой, казалось бы, точки и мосты вновь стали проезжими для транспорта. Настоящим прорывом и радостью для жителей микрорайона Бабаевского в первую очередь было и строительство нового моста через Болду до улицы Латышева, что избавило жителей от необходимости выписывать крюк до стадиона, учебных учреждений, да и добираться до Трусовского района стало куда легче.

В те же достопочтимые времена случилась «эка невидаль» в виде развода многострадального кири-килинского моста, что моментально привело к слухам по городу о том, что «мясокомбинатский мост рухнул». Прибыв тогда на место происшествия, корреспонденты «Факт и компромат» обнаружили себя стоящими на середине этого моста, совершенно целого и даже не шатающегося безо всяких разрушений. Посмеявшись над глупыми слухами, журналисты выдвинулись обратно в редакцию, чтобы по пути узнать более точную информацию: оказывается, речь шла о кири-килинском мосте, который не рухнул, а был разведён. Явление развода было столь редким, если не сказать редчайшим, что привело в изумление жителей частных секторов близ него, принявших это дело за ЧП.

Мосты не для пешеходов
Постепенно ситуация с мостами стала вновь ухудшаться и пришли мы, примерно, к началу девяностых годов в этом плане, когда мосты были предоставлены сами себе. С тех пор нагрузка на них возросла разительно, что привело к увеличению износа и уменьшению сроков между капитальными, а также текущими ремонтными работами. Мосты как-то перестали обслуживать и всё чаще стали закрывать.

Не первый год закрыт для пешеходного прохода (частично) привокзальный мост. Нельзя спокойно перейти и реку Царев в районе Суворовского училища (некогда школа милиции). Там стоят знаки, запрещающие пешеходный проход, и даже стоят металлические ограждения. И если на вокзале этой пешеходной опцией пользуется ничтожно малое количество людей, то через царевский мост шуруют в обоих направлениях и металлическое ограждение сломали. Только там очень много ям и пешеходная часть буквально осыпается в воду. Страдает, конечно, и транспорт, в том числе грузовой. Фонарные столбы на царевском мосту наклоняются в самые разные стороны и тоже, судя по всему, намерены покорно смириться с силой притяжения и принять уже горизонтальный вид.

Предложение Игоря Мартынова
Что же такое происходит с мостами и почему? Можно долго рассуждать на тему недостаточного финансирования и прочих причин, но о главной причине я могу сообщить прямо сейчас. Однажды я за день объездил добрую часть Камызякского района, где повидал много всего интересного и добротного, полезного и впечатляющего. После осмотра трудов и, главное, плодов народного хозяйства, случился разговор с главой района – в то время Игорем Мартыновым. Стал говорить ему о том, что всё прекрасно и великолепно, но дороги просто в удивительно беспорядочном состоянии. Там видел не просто ямы и колдобины, а волны, словно Волга застыла в щебне и асфальте в ветреную погоду. На что мне был дан ответ человеком и будущим сенатором. Он сказал, что не может с этим поделать ничего такого, что могло бы кардинально исправить ситуацию. А всё, что может делаться в этом направлении, давно сделано и на этот фронт работ было выделено сверх нормы ещё много чего прочего, однако, коли меня этот вопрос так волнует и я душой радею за район, то у меня есть возможность самолично заняться этой бедой.

В ответ я сказал, что мои возможности в качестве журналиста скованы возможностью творить лишь вещи сугубо нематериальные, коими являются вопросы, фотографии и мои статьи. Собеседник парировал тем, что властью данную ему, он готов расширить круг моих возможностей и поручить возглавить работу дорожного хозяйства района. Я несколько обомлел, а он продолжал тем временем. Дабы труды мои были не тщетны, мне выделят под начало всю имеющуюся технику и людские, финансовые резервы, а понимание проблемы и желание её решить у меня уже есть. Чтобы мне было не так скучно сим заниматься, ныне Игорь Александрович предложил положить мне и соответствующий масштабу грядущих преобразований оклад в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей. Но с одним незамысловатым условием: в случае невыполнения мною за месяц моих обязательств – не перехода проблемы дорог в качественно иную форму – я не только не получаю указанную сумму, но и обязуюсь сверх этого выплатить столько же денег, которые глава района тут же перечислит на счёт детского дома. Так я не стал чиновником. Не потому, что побоялся пройти преграды, а потому, что почувствовал из беседы абсолютную невозможность их преодолеть.

Чулпан Хаматов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 13 (671). Окончание следует.