В конце пошлой недели довелось пообщаться с главредом «Факта и компромата» и среди прочих тем для обсуждения с моей стороны была поднята проблема полётов самолётов над Астраханью прежде всего, но и над другими населёнными пунктами области. 

Люди мы мирные, в военной авиации разбираемся примерно одинаково, однако же некоторое количество дилетантов широкого профиля (т.е. я) могут выдать по любому поводу и вопросу различные мнения. Тогда ещё повода не было, тогда это была ещё проблема, не превратившаяся в беду, вот о ней и скажу для начала.

Военная необходимость, пусть даже в мирное время, подразумевает некоторые преференции для носителей формы. И это правильно: пусть делают то, что им нужно, лишь бы, как говорится, не было войны. А поскольку наше волшебное государство из войн не вылезало никогда, то основная цель военных – это победа малой кровью и на чужой территории, как говорил усатый коллега Щюры. 

Идёшь, едешь, лежишь себе дома, а тут: с диким грохотом проносятся истребители, штурмовики и прочие летательные аппараты, обладающие одной замечательной особенностью, а именно возможностью преодолевать звуковой рубеж. И вот этот момент происходит, «хлопок», словно по ушам хлыстом ударили. Идут себе астраханцы, а тут из ниоткуда просто взрыв мозга. 

Ну, раз пролетели, ну два, ну три, в конце-то концов, а дальше какая нужда? Стал рассуждать. Если самолёты летают, значит это кому-то нужно. Значит, есть где-то умная голова, говорящая, например: «Петров, Абдуллаев, Абдурашидзе, приказываю вылететь для тренировки взаимодействия в воздухе в район Астрахани!». И дальше начинается сам вылет с беготнёй взрослых мужчин, с механиками, с переговорами наземных служб, а там ещё и диспетчеры подключаются. В общем, два самолёта в небе, это очень и очень большой труд многих людей. Хорошо, поднялись они в небо, полетели. Два или четыре взрослых дядьки летят. Но они же не просто летят, не на водном же мотоцикле, простите, рассекают, а с какой-то целью, а то и целями. Вполне определёнными. 

Когда я вижу над головой пассажирский лайнер, заходящий на посадку, значит всё хорошо – в наш замечательный город прибыло пополнение или произошло возвращение ранее убывших. Милое дело - наблюдать за громадиной, плавно заходящей над частным сектором. 

Но когда над многоэтажными и густо населёнными районами Астрахани носятся как угорелые и постоянно военные самолёты, этого я принять не могу. Понять – да, а принять – нет. Потому что они летают двойками и выцеливают дома, транспорт и… атакуют. А после атаки стремительно «дают по газам», просто исчезая в небе. В моём субъективном и дилетантском понимании я вижу только и только это – атака объектов и транспорта. Вряд ли захватывают в цель людей, т.к. со штурмовика стрельба по человеку выглядит сомнительно. Опять же повторю, что я в этом плане дилетант и настаиваю на этом. Я не сажусь в самолёт и не гоняю над домами, не пугаю людей, не лишаю их спокойствия. 

Спорить со мной можно и мало кому в голову может прийти факт виртуальных стрельб по всем нам. Тогда, внимание, правильный вопрос: а зачем они над нами-то летают, м? Степи, что ли, мало? В чём необходимость устраивать тут милитаризм? Показать населению, что вот, мол, всё у нас есть и в случае чего небо в надёжных руках? Ну, так все как бы и без того в кусе, паники нет, всё хорошо, никто нас не трогает. После полётов на второй день, люди узнали, что это репетиции авиашоу ко Дню ВМФ. 

В день празднования случилась катастрофа. В тридцати километрах от Астрахани потерпел крушение самолёт, лётчик разбился вместе с ним. Сказали, что до последнего пытался спасти истребитель, потому и не катапультировался. Для многих это нонсенс: спасать груду железа, а самому погибать. В результате страна потеряла и дорогой самолёт, и дорогого лётчика. 

Почему лётчик не катапультировался? Имея громадный опыт крушения самолёта, он бы мог дальше летать и ещё лучше. Спасать же железо, пусть и дорогое, пусть и очень дорогое - странно что ли. После Сердюкова и его «фавориток» с их «честно заработанными» - это просто отвратительно. 

Тридцать километров от Астрахани – это несколько секунд полёта до города. Он мог бы врезаться куда угодно и во что угодно. Причём с такой скоростью, что даже испугаться бы не успели. Говорят, что пилот до последнего уводил самолёт от города. 

Профессионализм именно астраханских комбайнёров неба для меня стал очевиден во время грузино-осетинского замеса, когда с Ахтубинска, если не ошибаюсь, взлетела целая летающая лаборатория и безо всякого прикрытия ушла под грузинские ПВО. Десятки миллионов достояния государства в пух и прах. Для меня, как гражданина, это просто вредительство. Записался в кружок, ходи. Не можешь, уйди лучше. 

Сейчас по шапкам получат, угомонятся немного. В любом случае, всем чистого и тихого неба над головой.

Ильдар Каратагандаев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 28-29 (589), 01.08.2014 г.