Астрахань. Все в России знают наш солнечный город. В основном это связано с рыбопромышленным производством. Ещё его знают по нефтегазовой промышленности. И по судоверфям. У нас много портов, много нефтяных и газовых месторождений. Много национальностей.

Но со временем, в нём остается всё меньше и меньше мест для рыбалки, как и творческих людей, которые в безудержной спешке покидают наш неуютный для развития их способностей и потенциала, город. Или ради примитивной формы представления бытия - возведение на пьедестал Олимпа в сфере искусства. Факторы, влияющие на это: деньги, слава, успех. Таких людей единицы и истории их жизни кончаются скорее плачевно, чем благополучно.

Речь же пойдёт не об этих людях, а о том, какой фильм можно снять в Астрахани, в независимости от прибыли и ориентируясь на общее представление нашего города: архитектура, менталитет, национальности...

В Астрахани было снято 27 фильмов, отличающихся замыслом, размахом и бюджетом.

Замыслы были разные. От великих, исторических, как кинолента «Орда» 2011 года, до жилищно-бытовых с элементами криминала, как «Мой друг Иван Лапшин» 1982 года. Последняя – очень известная картина с выдающимся составом всей киносъемочной бригады, включая актеров, вышедшая на экраны по случайности обстоятельств только в 1984 году. Были и просто драмы криминального характера, например, «Когито» (2010 год) – менее известная и типично дилетантская работа. Было много комедий и социалистических фильмов, многие из которых снимались эпизодически.

В основном режиссеры подчеркивали историю нашего края с его возможностями, либо менталитет, народности, а также национальности. Архитектурную принадлежность и географическое расположение города тоже брали в учёт, но в последнее время стали скрывать их. Это к тому, что вспоминается шутка, выложенная в интернете 1 апреля 2011 года. Когда якобы в Астрахань приезжает Арнольд Шварценеггер с деловым визитом и, попутно осмотревшись в городе, решает провести часть съёмок «Терминатора-5» на улице Плещеева. Будто бы она подходит по описанию к постапокалиптическому видению сценария.

Астрахань — город, которому присущ характер. Но он слаб, как бы не упрямились многие его жители. Выражается это архитектурой... Разумеется, не только ей: про жилищно-коммунальные услуги чуть позже, про надвигающуюся эру анархического капитализма – сейчас.

Все в этом городе пытаются урвать кусок, куда не глянь. Про бесчинство властей придётся замолчать. Мой друг, который хочет снять фильм, желает поставить в художественную основу всё перечисленное выше, учитывая некоторые детали, не только обращать внимание на город, но и на ситуацию современного мира в целом.

Сегодняшним днём живут немногие. Пережитки, отработки, переработки Советского Союза (и остатки) будут с нами надолго. Про них и пойдёт речь в фильме «Мелочи жизни» (первое его название было «Ничего личного»), который задумал снимать мой товарищ. Название никоим образом не связанно с высмеиванием Советского Союза или людей, родившихся в нём – скорее наоборот. 

Национальностей и просто красивых жителей в нашем городе много. Они способствуют подбору массовки в фильм. При низком бюджете можно не только на эпизодические, но и на главные роли предлагать кандидатуры астраханцев — зависит от постановщика, его умений и характера принадлежащего к этому.

А теперь попробуем рассмотреть сюжет фильма. Заранее предупрежу вас, он имеет криминальный характер. И, по словам самого задумщика, будет триллером с драматическим наклоном в сторону трагедии. 

Таксист – человек, живущий порядочной жизнью. И бандит – кредитный аферист и грабитель, человек, погрязший в преступлениях и долгах. Казалось, что может их связывать. Разве что внезапная кончина кого-то из близких, посредством рук другого. 

Первый вопрос — почему таксист? Их, таксистов, в последнее время в нашем городе развелось довольно много. И не все из них соблюдают правила дорожного движения. Иногда можно понять, клиент спешит, большой дорожный поток, невменяемость других водителей. Но иногда они (не все!) заканчивают ненормированную рабочую смену и едут домой сонные... да просто уставшие.

Могут и сбить кого-то, причем насмерть, потом просто скрыться, как это бывает во многих случаях. Не подумайте ничего плохого про таксистов, со всякими может случиться.

Второй вопрос — что же это за бандит и что у него за аферы с кредитами? Он ответил мне просто и легко. Сейчас эра капитала и каждый хочет урвать кусок побольше, да побыстрей, либо вложиться куда-то. Все стремятся открыть фирму, заработать побольше денег и переехать жить за границу. Этим и занимается этот бандит: находит подходящих людей, берёт кредит на их имя, отправляется за границу, они остаются ни с чем.

Сами знаете — бесплатный сыр, только в мышеловке. 

Третий вопрос — почему именно Астрахань? Ведь в нашей стране полным-полно различных городов, подходящих под описания выше. Не беря за основу низкий бюджет, ответ тоже был прост. «Астрахань идеально подходит для съёмок данного фильма. Пояснения: атмосфера в городе безмятежно депрессивная, климат подходящий, архитектура переливается из 20-го века в 19-ый. Это не только сэкономит бюджет, но и придаст долю триллера, при правильной постановке кадра, разумеется...» - ответил он. 

Отсюда вытекают следующие вопросы — народности, с чем это связанно? Анархический капитализм, что это и откуда он возник? Но, к сожалению, я не успел задать их, а про одно из возможных строений капитализма объясню сам.

Анархический капитализм происходит от финансового. По предсказаниям некоторых учёных прогнозистов, миром будут править корпорации. Сейчас это ни для кого не новость, что миром давно завладели деньги, то есть банки. Банками потихоньку завладевают корпорации, сливаясь в единое, образуя лёгкое самоуправление. Всё перетекает из-под очередности в безысходность. Каждый день: работа, дом, кровать и, наоборот — в зависимости от образа жизни человека. Людям не дают расслабиться, а если и дают, то происходит это в плачевной манере для дальнейших последствий. Всё благодаря строениям образов в сознании людей. Навязанных им рекламой, телевизором, интернетом, газетами, журналами.

Народности. Их 17. Сколько национальностей в Астрахани и её области, до сих пор не известно. По нынешним подсчётам – свыше 175. В основном преобладает население тюркских, калмыцких, казахских народов. Разумеется, русские. В последнее время ощущается прирост других национальностей, например, африканских и народов восточной Азии, Китая, Кореи. Возможно, вы помните похожий прирост кавказского населения, ближе к середине девяностых. Обращая внимание на массовку фильма «Орда», можно заметить применение основных народов области. 

И последнее, что я вспомнил, как он добавил мне — в этом фильме не будут присутствовать знающие люди, а точнее современные. Поэтому «Мелочи жизни». 

Кайрат Тылов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 38 (598), 03.10.2014 г.