Он не пьёт одеколон и по-прежнему говорит по французски

Делону исполнилось 80. Возраст более чем солидный, хотя для французов эта цифра выглядит куда оптимистичней, и звучит как 4 по 20: quatre-vingt.


Как раз двадцатилетними циклами у него измерялись все биографические рубежи. Своё 20-летие морской пехотинец Ален «отмечал» в военной тюрьме в Сайгоне (Вьетнам), где пребывал как злостный нарушитель воинской дисциплины. Он тогда не знал, что с ним будет завтра, и уж совсем не помышлял об актёрском ремесле. Неправедная война в Индокитае была для него закончена, зато он до сих пор гордится, что никого не убил за время этой кампании.


А 40-летие Делон встречал уже в статусе европейской и мировой кинозвезды, отметившейся серьёзными работами как минимум в четырёх странах, включая США. Тогда в 1975, бывший нарушитель закона сполна оправдался блестящей ролью инспектора Роже Борниша в криминальной драме «Flic Story» («Полицейская история»). Фильм снимался по абсолютно реальным событиям и являлся экранизацией биографического романа самого Р.Борниша, имевшего статус лучшего полицейского Франции.


В 60 лет Ален Делон, как ни странно, дебютировал в театре, который игнорировал в молодости. И надо отметить, с большим успехом состоялся его дебют, – публика аплодировала стоя, слышались возгласы «браво!», а пьеса называлась «Загадочные вариации».


Когда Делону было почти 80, он выступил в концерте с Патрисией Каас. Правда она пела, а он нашёптывал, но всё равно зрелище было интересным. Амплуа поющего актёра является во Франции большой редкостью и наш герой не думал занимать эту нишу, хотя Ален и здесь умудрился хоть немного преуспеть. Он исполнил как минимум три песни целиком, которые являются саундтреками, и одна из них – «Comme au cinema» (1987) даже попала в хиты. Есть и несколько треков в дуэтах, где Делон произносит межстрочные монологи. Самый известный из этих дуэтов, конечно же «Paroles… Paroles…» (1973) с Далидой.


Если уж речь зашла о песнях, то мы не можем не вспомнить нашего Вячеслава Бутусова и группу «Nautilus Pompilius» с хитом «Взгляд с экрана». Как удачно там у них рифмовалось: «Ален Делон не пьёт одеколон», потому что он «пьёт двойной бурбон» и «говорит по-французски». В конце 80-х это звучало чуть ли не из каждой форточки. Но парадокс был в том, что на советских экранах почему-то не стало его новых взглядов, разве только в видеосалонах прокручивали «Слово полицейского» (1985). Наши граждане недоумевали: в чём же дело? Как всегда, виной всему оказалась политика. Напряжёнка в советско-французских отношениях началась в 1983 г. Но на репертуаре кинопроката это поначалу не сказывалось, за исключением новых киноработ А.Делона. Одно время он зачем-то афишировал свою дружбу с лидером французских «ультра» – Жан-Мари Ле Пеном, одновременно совсем не лестно отзываясь об общественном строе в СССР. А этого было более чем достаточно, чтобы путь на советский экран был заказан.


Но от старых лент, бывших ранее в прокате, отказываться было всё же не целесообразно. Разве можно обламывать школьников на каникулах, не показав им «Чёрного Тюльпана» или «Искателей приключений»? А что уж говорить про наш «Тегеран-43». Там у Делона роль второго плана, но наш зритель валил именно на него, а не на Костолевского с Белохвостиковой. Я сам помню, как в 85-м с трудом смог протиснуться на «Смерть негодяя», шедшего в прокате ещё в конце 70-х. А в 87-м на фильм «Зорро» попасть оказалось невозможно, – билеты были проданы на день вперёд, и это притом, что впервые его демонстрировали у нас за 11 лет до этого. Так зрители во все времена выражали бурную симпатию к французскому кинематографу и его актёрам. Горбачёвская перестройка сделала доброе дело и, пусть не сразу, но к 1990 году новые делоновские ленты с успехом прошлись по кинотеатрам. И Слай со Шварцем из видеосалонов не смогли их потеснить.


Ну а как же со знаменитой песней «наутилусов», Делон её вообще слышал? Ещё как! Он лично признавался в «Вечернем Урганте», что кассету с этой песней бережно хранит и иногда переслушивает.


- А слабо попробовать одеколон прямо в нашей студии? – провоцирует приглашённого актёра Ургант.


- Да запросто, – говорит Делон и отхлёбывает из флакона.


Надо полагать, что жидкость там была совсем другая и куда приятнее на вкус.


А кстати, все ведь слышали про одеколон марки Alain Delon, но нигде не могли его купить. Дело в том, что это изделие продаётся в основном в Японии и странах Юго-Восточной Азии. В Японии Делон вообще стал живым богом. Ни в одной стране не было такого количества рекламных плакатов, щитов, баннеров с его изображением, а также товаров с логотипом A.D. «Я стал для них идеалом мужчины, – не без гордости заявлял Ален. – Я видел японцев одетых как я, с моей причёской и т.д.» В самой густонаселённой стране мира успех был тоже впечатляющим: «Я был в Китае: 700 миллионов китайцев видели «Зорро»! Я повёз туда «Слово полицейского» – они с ума посходили».

Европейский парфюм без Делона тоже никак не обходился. Он был лицом Christian Dior и других марок, реклама табака и алкоголя также не обошла его забвением. Человек и персонаж на все времена. Однако не стоит думать, как некоторые пытаются представить, что такой ломовой успех и блестящая карьера были обеспечены благодаря очаровательной внешности. Во Франции и в Европе ценят, прежде всего, талант, а «голливудская улыбка» может поспособствовать если только моделям на подиуме. К примеру, французский актёр с вполне победительной внешностью Ламбер Вильсон не стал суперзвездой, хотя среди богемы он, безусловно, светский лев. Да ведь старший сын Делона Антони тоже симпатяга, но и он, увы, больше светский лев, чем актёр, а если и является звездой, то только сериалов.


Интересно, в таком случае, будет напомнить, что писала об А.Делоне французская пресса более полувека назад: «Видимо, его артистическая карьера будет очень недолговечной, потому что он слишком красив, а значит – не может быть умным». Сейчас никто и не вспомнит, кто это писал, а многие знают, что в конце следующего года Делон отметит 60-летие именно актёрской карьеры, которая пережила многих критиков и журналистов. Новые роли теперь встречаются не часто, да и то это в основном второй план, как в исторической комедии «Астерикс и Обеликс на Олимпийских играх» (2008) или в российской картине «Мамы» (2012). Тем не менее, Ален с головой погружён в сценарную и продюсерскую работу. С кино так просто распрощаться невозможно. Актёров бывших не бывает, а великие актеры всегда переживут своё время.


Абрамович Николай, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 44 (654)