Не так давно интернет пестрил статьями о «нетрадиционном» мэре Петрозаводска Галине Ширшиной. И в самом деле, в нашем политическом болоте, где властвуют персоны десятилетиями, невзирая на свои показатели, окружающие их скандалы и прочие неприглядные жупелы, не покидают своих тёплых насиженных мест, а тут новый мэр, да и ещё оппозиционный, да ещё молодой (34 года) и женщина (говорим с оглядкой и шёпотом). В сентябре 2013 года г-жа Ширшина уверено выиграла выборы у действующего на тот момент градоначальника - единороса Левина.

Свою инаугурацию г-жа Ширшина отменила, посетовав на то, что бюджет Петрозаводска не резиновый и денег на пышные застолья там никак нет, как нет и всяких «золотых парашютов» для увольняемых чиновников. Сказано-сделано. Экс-мэр Левин ушёл без своих «трудовых» 1,2 миллионов рублей. 

Далее больше. Новоизбранная глава пообещала: а) регулярно выкладывая еженедельные видеоотчеты. б) Открыть доступ всем желающим на планерки городской администрации. в) Выступила с инициативой, чтобы интернет-голосование учитывалось при проведении публичных слушаний, а все заседания органов городской власти транслировались в Интернете. г) Снизила цену поездки в троллейбусе более чем в полтора раза - с 17 до 10 рублей за одну поездку. Были и «д» и «е», всего десять постулатов, которые как раз таки и взбудоражили своим креативом интернет-общество.

С тех пор минул год, и мы решили осведомиться о свершениях Галины Ширшиной на посту мэра.

Видеоотчёты на сайта гор.администрации Петрозаводска присутствуют в полном объёме, даже удивительно, что в прошлом обещанное, как обычно не брошено на самотёк, не забыто до следующих выборов, а стабильно исполняется. Может быть, в видеовещании  нет ничего трудного, ну многие чиновники ведь ведут свои блоги, сайты, страницы в соц.сетях. Вот, к примеру, председатель астраханского правительства Константин Маркелов за этот год в своём ЖЖ опубликовал аж 8 постов (ну как постов - видео про Фримана, аниме-поздравление с Рождеством, открытка на 9 мая и тому подобные, «важные» вещи). Другой пример, эпатажный мэр Ахтубинска г-н Нарузбаев, который с 2009 года, в периоды своего правления, враждует с местным телеканалом, требуя себе бесплатный эфир и не получая оного, слёзно горюет о том, что любимые жители, который год не видят его родимого на своих голубых экранах. (О том, что можно самому купить видеокамеру и транслировать свои мыслеформы через официальный сайт муниципалитета, ему никто не подсказал). В общем, г-же Ширшиной за видеоотчёты ставим плюс.

Публичность и участие общественности для оппозиционного мэра осложнено тем, что открытые площадки для общественности непременно превращаются в лазейки для разного рода «клиентов» (см. римское значение этого слова). Мэр проводит много непопулярных решений, которые вызывают шквал критики, поэтому обещанной открытости как бы нет. Но между тем, есть онлайн трансляции идущих муниципальных строек, есть и обещанные опросы. Так что и тут можно смело ставить плюс.

Отдельная тема - городской автотранспорт. Наверное, нет в России уголка, где вопрос с понятной и прозрачной работой автотранспорта был бы окончательно решён. Всё у всех одинаково - МУПы автобусные и троллейбусные плавно покрываются долгами и банкротятся, освободившиеся ниши занимаются маршрутчиками. В Петрозаводске с приходом нового мэра ситуация развивалась так: цены на троллейбус, как и было обещано, снижены с 17 до 10 рублей. В результате только за первую неделю после этого наполненность троллейбусов увеличилась на 40%, а доходы муниципального перевозчика выросли на 12%. На линии уже пришлось вывести пять дополнительных машин. Снижение платы за проезд вызвало недовольство со стороны частных перевозчиков: они сочли такие меры демпингом и устроили эпичную забастовку с невыходом на линию. Однако ж мэр обратилась в прокуратуру, которая признала организованную владельцами компаний-перевозчиков забастовку незаконной. В результате частные перевозчики, нехотя и со скрипом были вынуждены также снизить цену за проезд в маршрутных автобусах с 20 до 15 рублей. Вскоре депутаты Петрозаводского городского Совета отказались выделить деньги на субсидию своим транспортникам, продажа льготных проездных билетов для студентов и школьников тоже была свернута, и городское предприятие, недополучив необходимую поддержку из казны, стало скатываться в долговую яму. Далее серия скандалов, прокурорских проверок, боданий на публике между главой и перевозчиками. В итоге, последние были вынуждены пойти на крайние меры - 27 миллионов долгов, накопленных при старом и новом мэре, троллейбусного управления, на правах кредитора выкупило предприятие «Петро Авто» - структура, курирующая маршрутную сеть Петрозаводска. «К ним перейдет контроль над деятельностью ПМУП «Городской транспорт», включая тарифную политику, объем пассажирских троллейбусных перевозок, распоряжение имуществом, находящимся на балансе предприятия. Сложившаяся ситуация создает реальную угрозу для ликвидации муниципального предприятия…», - с грустью сообщила мэрия.

В общем, и тут можно г-же Ширшиной поставить плюс за год неравных баталий с превосходящей в силе и средствах системе.

Вот такой вот был год у «самого красивого мэра», по версии пользователей рунета.

Кантемиров, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 39 (599), 10.10.2014 г.