Самозанятые прячутся в тень
В ближайшие два года астраханцы, как и все наши соотечественники, могут зарабатывать уборкой квартир, репетиторством, присмотром за детьми, мойкой автомобилей, не платя налоги.

За это время законодатели должны придумать, как вывести из тени такой способ нелегального заработка. И кроме этого, определить вопросы правового регулирования деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП).

В начале текущего года, когда участники тематического «круглого стола», организованного комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, рассматривали назревшие правовые вопросы самозанятых. Их в стране 15 миллионов человек. В каждом регионе есть категория людей, нелегально зарабатывающих средства на пропитание. И их с каждым годом не становится меньше.

Названная выше цифра, естественно, не точная. Самозанятых значительно больше. Да их никто и не считал. Прикинули примерно. В Астраханской области они тоже есть. Кто мне назовёт их точное количество? Да никто – хотя бы по простой причине, что ни один самозанятый не афиширует себя. Ведь он не платит положенные отчисления в социальные фонды и налоговые органы. Этим самым наказывают себя и всех нас. Они не только оставляют себя без трудового стажа и пенсионных преимуществ, потому что не могут на них рассчитывать. Такие «уклонисты» создают дефицит в казне соответствующих государственных «кубышек» вроде того же Пенсионного фонда.
Вот почему необходимо найти такой набор инструментов и мотиваций, чтобы граждане выходили из тени и становились на учёт в качестве ИП.
В конце минувшего года президент России Владимир Путин подписал закон о так называемых налоговых каникулах сроком на два года для трёх категорий самозанятых: репетиторов, нянь и лиц, предлагающих услуги по ведению домашнего хозяйства. Но это лишь малая часть самозанятых. Большинство формально незанятых занимаются отделкой квартир, мелким ремонтом, сельским хозяйством. И не удивительно, что в их правовом статусе прежде всего заинтересовано министерство юстиции. Ведь в действующем Гражданском кодексе нет толкования категории самозанятых. Поэтому необходимо внесение поправок в законодательство. Предположительно, что в категорию самозанятых внесут и закрепят физических лиц, которые систематически занимаются определенной работой и получают прибыль, но не имеют наёмных рабочих и не зарегистрированы в качестве ИП.
В общем, чиновники разных рангов в раздумьях, как узаконить труд огромного количества россиян, занятых в теневой экономике.
Аналитики подсчитали: из официальной экономики полностью исключено около 12 процентов самозанятых и лиц, работающих под тем или иным прикрытием. А проще говоря, в теневом секторе экономики. Среди тех, кто предпочитает трудиться «в тени», выделено две группы населения: молодёжь в возрасте от 18 до 21 года и люди старше 60 лет.

Как это ни печально, значительный вклад в теневую экономику вносит малый бизнес. Неформально, как правило, работают здесь бригады по ремонту жилья, строители частных домов, коттеджей, различных хозпостроек, таксисты, няни, репетиторы. Отдельной группой здесь значатся, так называемые, гаражники, люди оказывающие услуги по ремонту и обслуживанию автотехники. Местные власти обычно их не трогают. Не трогают и бытовиков – людей, работающих в ателье по шитью и ремонту одежды и обуви. По некоторым данным, ежегодно из-за теневой занятости населения государство теряет четыре миллиарда рублей. С этой суммы, естественно, не получает и налоги.

И вот тут хочется задаться вопросом: а что дальше? А дальше планируется выводить из тени самозанятых, так сказать, кнутом и пряником. По этому поводу проведён опрос, в ходе которого каждый второй респондент уверен, что необходимо снижать налоговую нагрузку на бизнес и, прежде всего на малый. Ведь именно высокие налоги заставляют уходить в тень. А вывести доходы из тени может только страх наказания. Так считает каждый третий опрошенный.

Хотим мы или не хотим, но в нашей стране уже много лет действует теневая занятость. То есть, работа на себя. Это уже стало нормой. Если сложить всех самозанятых и тех, кто работает, но получает зарплату в конвертах, получается огромная цифра: 33 миллиона человек. Доля россиян, вовлечённых в некриминальный теневой рынок труда, достигла уже 44,8 процента от общего количества работающего населения.

Можно ли изменить сложившуюся негативную ситуацию? Во всяком случае, планируется. Проблему теневой занятости руководитель минтруда Максим Топилин намерен решить за пять лет. Вряд ли это получится. Экономическая нестабильность в стране, заставляющая людей любыми мерами компенсировать снижение своих доходов. А это может на корню пресечь его благие намерения. Маловероятно, что планируемые меры будут реализованы в ближайшее время. Перспективы довольно туманные. Аналитики считают: в условиях низкой рентабельности в экономике и необходимости высоких налогов можно предположить сохранение и даже некоторое повышение доли теневой занятости населения в нашей стране.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно- политический еженедельник «Факт и компромат», № 37 (747), 2017 г.