После массовых арестов и обысков 21 декабря 1905 года, положивших конец всеобщей стачке, активно под влиянием социал-демократов образовались профессиональные союзы (первый союз механического цеха, ещё 5 союзов: булочников - кулинаров, бондарей, конопатчиков, столяров и типографских работников). Только в начале января 1906 возникли профессиональные союзы сапожников и плотников, входящие в число 16 профессиональных союзов Астраханской губернии, в рядах которых состояли около 1000 слесарей и токарей судоремонтных заводов (металлистов, так называемый «союз механического цеха»), свыше 2000 рабочих бондарной промышленности, около 4000 торговых служащих, 517 моряков Каспийского торгового флота, а также неопределённое количество работников рыбной промышленности, печатников, трамвайных рабочих, Волго-Каспийских судоводителей, машинистов. Плотники, работавшие в городе, зимой готовили бревна для строек, а весной лес пригоняли в город плотами (шуточная пословица «столяры да плотники от Бога прокляты: а за то их прокляли, что много лесу перевели»), летом строили. Плотники были в каждой деревне, обслуживали односельчан, участвовали в помочах. Плотничьи артели в Астраханской губернии создавались в конце 19 – начале 20 веков. Они работали также за пределами своего округа, изготовляли срубы на продажу (пословицы «плотнику копейку, подрядчику рубль», «плотниковы заработки на стороне»), работали у заказчиков с осени до весны. Большинство построек в древней Астрахани были деревянными. Из дерева плотники строили дома (пословицы «господин — что плотник: что захочет, то и вырубит», «судья — что плотник: что захотел, то и вырубил»), городские стены и башни, мосты; бревнами мостили улицы и площади, облагораживали могилы близких людей, ставили православные кресты. Из дерева они также делали ладьи, колесные повозки, стенобитные орудия, домашнюю неподвижную мебель (нары, перекладины, полати и пр.), бондарные вещи. Из дерева же резалась различная посуда и утварь: бочки, кади, корыта, чаши, дежи, уполовники, ложки, резные ковши и т.д.

13 декабря 1917 года был сформирован Комитет народной власти (КНВ), заменивший Временный Губернский исполнительный комитет. Самыми важными вопросами было снабжение продовольствием, табаком и денежными средствами. В этот же день началась всеобщая забастовка рабочих вместе с плотниками, которые требовали улучшений условий труда и повышение заработной платы. 20 декабря их основные требования были удовлетворены, и забастовка закончилась, но бастующие выступали за переход всей власти к Советам. В декабре на пленуме Астраханского Совета рабочих и солдатских депутатов было принято решение о передаче всей власти Советам. С этой целью на 15 января 1918 года был назначен съезд Советов рабочих, солдатских и ловецких депутатов края, предполагалось передать все дела Комитета народной власти Совету.

В январе 1918 года КНВ практически потерял свой вес, по решению Военного совета Астраханского казачьего войска вся власть в городе фактически была передана казакам во главе с И.А. Бирюковым. Была введена государственная монополия на торговлю хлебом и установлены твердые цены на него.

25 января 1918 года как раз в пору начала гражданской войны в Астрахани, когда в ночь с 24 января на 25 января на кремль с размещением Совета депутатов и комитета РСДРП (б) наступили казаки во главе с И.А. Бирюковым, разоружили и взяли в плен роту охраны,  один астраханец Фёдор Иванович Солодовников (Герб Солодовниковых имеется в Сборнике дипломных гербов Российского Дворянства, не внесённых в Общий Гербовник), проживавший по улице Биржевой (ныне Свердлова с 1920 года) в доме Кагурской № 16 (ныне на 1-м этаже магазин одежды «В порядке вещей», вход с улицы Адмиралтейской, 18,  а также «Центр защиты детей»), обратился с письмом к «Председателю Ц.И.К. и  С.Н.К. Свердлову».

В нём он писал: «Знаю, что Вы вряд ли имеете возможность оказать какое-либо воздействие на власть в Астрахани. Отлично понимаю Ваше бессилие. Но нет теперь у нас иной власти, власти центральной, что ли? Знаю, что напрасно трачу труды, марки и конверт с бумагой. А всё-таки пишу на русское – авось! И понаблюдаю?!!». Далее он рассказывал о том, как в городе Астрахани «полтора месяца назад» (видимо, это было в третьей декаде месяца май 1917 года; тогда перед этим 13 мая прошли митинги в поддержку Совета рабочих и солдатских депутатов) он послал члену Астраханского Союза плотников Егору Ивановичу Фролову 3 пуда табака, а тот, Егор Фролов, с сожалением сообщил ему: «Рвут на части, тому дай, другому дай и всё-таки пуд отняли». В дальнейшем Фёдор Солодовников снова 10 июля 1917 года отправил Е.И. Фролову пять пудов табака, махорки. В тот период после Первого Астраханского губернского крестьянского съезда, после Первого собрания Астраханского губернского земельного комитета революционные идеи проникли в крестьянскую среду. Однако товар, посланный Ф. Солодовниковым, был конфискован, несмотря на то, что он «был отправлен по правилам: сначала три посылки по пуду почтой, а через два дня ещё две тоже по пуду». С горечью автор жалобы констатировал факт: «У плотников нет табаку давно, а в особенности всякая попытка доставить хоть горсть необходимого».

Тогда табаководство на территории Астраханской губернии развивалось в 19-м веке. В северных районах губернии табак прижился удачно. Очевидно, что Первая Мировая война привела в Астрахани, как и во многих губерниях России, к папиросному буму, табак стал обязательной частью солдатского и офицерского пайка. После революции 1917 года табачные фабрики были национализированы. Ко 2 февраля 1918 года казакам в Астрахани удалось занять район Стрелки, электростанцию, почтамт, Гостиный двор, они почти вплотную подошли к кремлевской стене. В центре города начался пожар.

В период Гражданской войны 1918-1920 годов производство табачных изделий резко сократилось, но получил широкое распространение табак-самосад.

Любопытно, что в 6000 году до н.э. был известен табачный куст в современном виде и лишь примерно 1 тысяча лет до н. э. индейцами был использован табак для жевания и курения сигарет, сигар, сигарилл, курительных трубок или кальяна: также вводить его с помощью клизм, применять в качестве ритуала в некоторых социумах. Из труда древнегреческого историка Геродота (484 до н.э.-425 до н.э.) видно, что на территории Астраханского края скифы вдыхали дым сжигаемых ими растений. 

На Руси курение табака было известно очень давно ещё до открытия Америки. Табакокурение было привезено в Испанию Колумбом после открытия Америки и затем распространилось до Астрахани через торговлю.

В конце XVI и начале XVII веков курение табака стало распространяться с невероятной быстротой, как в Европе, так и в Астрахани, связанной с европейскими государствами торговыми отношениями.

В 1620 году в Севилье построена первая в мире фабрика по переработке табака. Это было началом эры сигарет. Источником табака и культуры его потребления для золотоордынской Астрахани было Крымское ханство, существовавшее в 1428- 1792 годы, тогда процесс курения астраханцы передавали глаголом «пить», который, видимо, являлся калькой тюркского (по сообщению Адама Олеария в 1637 году). Тогда астраханские бедняки собирали окурки сигар, измельчали их и закатывали в тонкую бумажку для перепродажи.

В первой половине 17 века астраханские священнослужители пригрозили любителям нюхательного табака отлучением от церкви.

В эпоху царствования Михаила Романова в 1613-1645 годы курение табака было запрещено. По его Указу («чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили и табаком не торговали») были казнены всякие астраханцы, как и все граждане России, «у кого найден табак». После большого пожара в 1634 году, связанного с курением, курильщиков стали жестоко наказывать. За ослушание полагалась смертная казнь, на практике заменявшаяся «урезанием» носа. Уличенные в приверженности к этой привычке в первый раз получали 60 ударов палок по стопам, во второй раз им отрезали нос или уши. Курильщиков пытали, чтобы выяснить место приобретения «богопротивного зелья. Так табак подвергался официальному запрету, контрабандный товар сжигали, его потребители и торговцы подвергались штрафам и телесным наказаниям. 

Царь Алексей Михайлович, правивший в 1645-1676 годы, под влиянием могущественного патриарха Никона, в 1646 году издал следующий указ: «Каждого, у кого будет найден табак, мучить до тех пор, пока не выдаст имя человека, давшего оный, ... а которые стрельцы и гулящие всякие люди с табаком будут в приводе дважды и трижды, и тех людей пытать и не одинова бить кнутом на козле или по торгам [т.е. в застенке или публично на площади] ... Кто русские люди или иноземцы табак учнут держать или табаком учнут торговать, и тем... чинить наказание без пощады, под смертною казнею...". 

Отменил запрет на курение табака в феврале-апреле 1697 года Пётр I, который приобрел эту привычку в Голландии. Это привело к быстрому распространению курения табака, что, в свою очередь, потребовало расширения посевов табака и строительства табачных фабрик. По его Указу табачный дым сначала разрешалось вдыхать и выдыхать только через курительные трубки. 

В 1705 году в Астраханском крае началась казённая продажа табака через бурмистров и целовальников, а также через выборных, рассылаемых в села, деревни и ярмарки. Без обильного его употребления не обходилась ни одна ассамблея, ни одно празднество в крае.

Во время правления Екатерины Второй с августа 1762 года в Астраханском крае начался бурный рост как российского, так и астраханского предпринимательства, были созданы весьма благоприятные условия для табачной торговли, восстановилась свободная продажа табака. К 1812 году в России было построено 6 табачных фабрик, которые работали на привозном сырье. Наряду с курительным табаком широкое хождение получил нюхательный табак. В екатерининскую эпоху и в поздние времена многие астраханцы отдавали предпочтение привозному нюхательному табаку: гишпанскому, французскому или немецкому. Но уже тогда, во второй половине XVIII века, с ним начал успешно конкурировать и местный табак. Главным среди местных сортов был аммерсфордский табак, то есть махорка.

В 1761 году английский доктор Джон Хилл опубликовал первую работу о негативном влиянии табака на человека, доказав, что неограниченное использование нюхательного табака способствует заболеванию раком носа.

Вплоть до 1810-х годов курительный табак уступал по степени популярности нюхательному. В годы царствования Александра I в 1801-1825 годы в Астраханской губернии под давлением трубки и сигары была вытеснена табакерка из быта жителей города Астрахани.

Первые папиросы были известны в Астрахани лишь в мае 1844 года. Изготовлением папирос тогда занимались десятки фабрик, не говоря уже о бессчетном количестве мелких кустарных мастерских, среди которых не исключена и астраханская. К концу первой половины XIX века посевы и переработка табака производились на территории Астраханской губернии в числе более чем 30 губерний России.

В годы Великой Отечественной войны производство табачных изделий, естественно, сократилось. В этот период производственные мощности были эвакуированы на восток страны, и на их базе были созданы фабрики в Поволжье, на Урале, в Сибири, а также расширены предприятия Средней Азии. Война вмешивается в жизнь Астраханского предприятия, на котором в 1941 году размещается эвакуированная Одесская табачная фабрика, на базе которой в Астрахани возникло производство табачных изделий.

В послевоенные годы в Астрахани и области наблюдается быстрый рост выпуска и продажи населению табака и табачных изделий. Только в 1957 году переведенная Одесская табачная фабрика освобождала здание, на территории которого с учётом наращивания мощностей было построено государственное предприятие «Астраханская табачная фабрика» и действовало с 5 апреля 1957 года по 20 апреля 1993 года.

24 января 1977 года Дмитриев Георгий Александрович, боец 1-й военизированной пожарной части МВД погиб при тушении пожара на Астраханской табачной фабрике. Занесён в книгу памяти УВД.

С 21 апреля 1993 года по 9 апреля 1998 года в связи с реорганизацией произошло преобразование в Акционерное общество открытого типа «Астраханская табачная фабрика». Либерализация экономики означала жесткую конкуренцию и отсутствие государственного заказа.

Установка нового технологического оборудования в АООТ «Астраханская табачная фабрика» во втором полугодии 1998 года позволила обеспечить рост объёмов сигарет в 1999 году в 1,7 раза. На закупку табачного сырья АООТ «Астраханская табачная фабрика» был выделен льготный кредит в сумме 1 млн. рублей из средств спецфонда льготного кредитования через СБС-АГРО. В 1999 году на фабрику поставлено 230 тонн табака.

1999 год в Астраханском регионе стал периодом особенно ускоренного роста пищевой промышленности. Значительно увеличилось производство табачных изделий. Всё это привело к тому, что предприятиями отрасли вместе с табачной фабрикой было перечислено 463,44 млн. рублей налоговых платежей в бюджеты всех уровней, в том числе в бюджет территории 262,23 млн. рублей, около 172 млн. рублей акцизных платежей. Кроме того, получено 178,2 млн. рублей прибыли (10,8% прибыли в промышленности), наибольшая доля в этом объёме принадлежит АО «Табачная фабрика» (7,7 млн. рублей).

В период СССР прекрасно помнились табачные изделия братской Болгарии. Они были зарубежными, но стоили совсем недорого. До начала 1980-х годов болгарские сигареты в Астрахани и области можно было купить по 40 копеек, позднее чуть дороже по 50 копеек, отдельные марки по 80 копеек. Естественно, что цена была решающим фактором, и болгарский табак, произведенный болгарским монополистом Булгартабак, поставлялся как в страны Варшавского договора, так и в Астраханскую область, и охотно покупался советским народом. 

Ныне на территории бывшей Астраханской табачной фабрики строится жилой микрорайон.

Владимир Гусев, психолог, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 31 (591), 15.08.2014 г.