Ежедневно на дорогах Астраханской области происходят дорожно-транспортные происшествия. Зачастую в них страдают и гибнут люди. По данным УГИБДД Астраханской области, за семь месяцев текущего года произошло 987 ДТП, в которых погибло 68 и ранено 1314 человек. Помимо урона человеческому ресурсу, ДТП наносит огромный экономический и социальный урон. 

Ответственность за совершение ДТП всегда лежит на водителе. Превысил скорость, не учёл требования знаков, не соблюдал дистанцию – все эти причины свидетельствуют о наплевательском отношении к правилам дорожного движения и жизням других людей. «Не справился с управлением» же означает неумение водителя управлять своим транспортным средством. Причин совершения ДТП много – это и слабое государственное регулирование в сфере дорожного движения, и некачественная подготовка кандидатов в водители: ведь ни для кого уже не секрет, что автошколы учат своих курсантов ездить так, чтобы сдать экзамены в ГИБДД. 

Получив водительское удостоверение, человек уже не обучается дальше, не повышает свои навыки и мастерство управления, не изучает ПДД, которые редко, но меняются. Поэтому по стране бывшие автогонщики и создают различные школы «водительского мастерства», «экстремального или контраварийного вождения», рекламируя это тем, что раньше эти знания были доступны только сотрудникам спецслужб. И если с точки зрения бизнеса открытие таких школ прекрасно, то с точки зрения безопасности на дорогах общего пользования это очень плачевно. Давайте разберёмся, почему.

Во-первых, сотрудников спецслужб действительно обучают экстремальному вождению автомобилем, учат управлять им на пределе возможностей, но только во время выполнения специальных операций. Помимо этого, все сотрудники спецслужб проходят психологическое тестирование, и вряд ли будут делать полицейский разворот на оживлённой улице. Передача этих знаний всем желающим недопустима.

Во-вторых, такое обучение краткосрочное. У ученика нет времени в достаточном количестве повторять приёмы, чтобы они усвоились на уровне рефлексов.

И, в-третьих, обучение проходит в тепличных условиях, которые даже отдалённо не похожи на реальную дорогу: заранее выбирают большую площадку (чтобы дать право на ошибку), скорость далеко не та, что на дороге, нет неожиданностей. На реальной дороге всё происходит «вдруг», в стеснённых условиях и на большой скорости. Исполнить в таких условиях что-то малоизученное практически невозможно: психика блокирует неустойчивые навыки. Либо «бьют» по тормозам, либо ничего не делают – ждут, чем всё закончится, либо начинают делать нечто такое, что лучше бы выбрали любой из первых двух вариантов.

Об этом говорит и европейский опыт: в Норвегии двухфазовое обучение было введено в 1979 году, а в 1994 году было не отменено, но сильно изменено. Поначалу второй фазой являлось нечто вроде наших курсов и школ экстремального вождения. Там учили проходить повороты, выходить из заноса, тормозить качками, обучали полицейским разворотам и т.п. Очень скоро стали замечать, что аварийность не уменьшается! Она даже увеличивается! Объясняется это просто: у человека, окончившего курсы контраварийной подготовки, заплатившего за это немалые деньги, самооценка часто повышается в большей степени, чем сами навыки вождения.

И тогда норвежцы переориентировались. Они сделали вторую фазу добровольной и платной, около 35 евро за курс: они стали учить, не как справляться с заносом, а как заноса избегать.

В США исследовали большую группу автоспортсменов из 447 человек, средний возраст 35 лет. Составили и вторую группу из обычных водителей и сравнили их аварийность. Оказалось, что у спортсменов на 20 процентов выше и аварийность, и средняя скорость.

Почему? Потому что у них другое отношение к безопасности, у них гораздо выше «планка риска». 

В Финляндии учли печальный опыт Норвегии и ввели двухфазовое обучение в 1990 году. Вторая фаза - тестирование на автодроме, но не вход и выход из заноса, а демонстрация и тренинг ощущения опасности. Примеры ниже, а пока – результаты финского двухфазового обучения. Они поразили всех: у обученных водителей-мужчин аварийность снизилась на величину от 25 до 50 процентов, в зависимости от возраста. У молодых (от 18 до 21 года) мужчин - на 25 процентов, у мужчин старше 21 года - на 50 процентов.

Именно по этим причинам в Астраханском государственном техническом университете начали внедрять новую методику подготовки водителей «Защитное вождение». Классическая формулировка защитного вождения звучит так: защитное вождение автомобиля – это такой стиль вождения, при котором водитель при любых обстоятельствах не допускает ДТП, несмотря на сложные условия и случайные или намеренные ошибки других водителей. Впервые это понятие сформулировал Роберт Шаллер, инструктор по вождению из штата Аризона в 90-х годах двадцатого века. 

Основной упор в обучении делается не на том, как грамотно выходить из заноса или иной критической ситуации, а на том, как никогда в неё не попасть. Ведь зачем учить человека несколько лет как отбиться от хулиганов, если за несколько дней можно научить его как этих хулиганов обойти? В современном виде защитное вождение пришло к нам из мира мировых транспортных кампаний, которые, внедрив этот курс, снизили количество ДТП на 70 и более процентов. 

Задачи курса:

1. Сформировать чувство ответственного отношения страхователя к вождению автомобиля.

2. Расширить знания об оптимальном поведении водителя и вождении автомобиля в различных условиях движения.

3. Улучшить навыки распознавания опасностей, прогнозирования действий других участников дорожного движения и планирования своих действий.

4. Указать на неправильные водительские навыки.

5. Привести в соответствие самооценку и реальный уровень собственного водительского мастерства.

Теперь этот курс для водителей легковых автомобилей доступен и в Астрахани. В рамках социальных обязательств запланированы мероприятия по пропаганде безопасного вождения и поведения на дорогах в образовательных учреждениях города.

Данила Ивашкович, заместитель директора центра "Автошкола АГТУ" - инструктор по защитному вождению

ИЗ ДОСЬЕ «ФАКТА»:

Данила Ивашкович. Образование - высшее юридическое, неоконченное техническое (учится в магистратуре). Общий стаж вождения - 24 года, официально - 10. Впервые сел за руль в 4 года, поскольку дед был инструктором по вождению в ДОСААФ.

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 34 (594), 05.09.2014 г.