Садиков Анатолий Владимирович, руководитель Координационного совета по защите прав человека при мэре Астрахани.

- Анатолий Владимирович, почти год назад мэр Астрахани создал возглавляемый вами Координационный совет по защите прав человека в администрации города. Насколько востребовано ваше подразделение, получается ли решать какие-то проблемы горожан?

- Создание Координационного совета по защите прав человека абсолютно верное решение Сергея Боженова. В чём была слабость прежней городской власти, и из-за чего, в конце концов, рухнул режим Безрукавникова? В том числе из-за того, что руководство города очень мало контактировало с населением, отгородилось от его проблем и жило в своём придуманном, каком-то фантастическом мире, где Астрахань являлась самым благоустроенном городом на планете, чуть ли не центром Вселенной. Сам мэр представлялся эдаким сверхчеловеком, которого чтят и на Западе, и на Востоке, а любая хоть мало-мальски приличная международная организация только и делает, что мечтает чем-нибудь Игоря Александровича наградить. Результат такой политики на лицо. К слову вина в этом не только Безрукавникова, но и его ближайшего окружения, занимавшегося этим мифотворчеством. 

На последних выборах мэра я работал в команде Сергея Боженова, заранее договорился, что в случае его победы будет создан орган по общению с населением, непосредственно контролируемый лично мэром. Так, собственно, и родилась идея создания городского координационного совета по защите прав человека. Год, прошедший с момента его создания доказал, что мы были правы. Люди к нам идут, их проблемы решаются, а мэр всегда в курсе вопросов, волнующих обычных астраханцев.

- Анатолий Владимирович, почему именно Вас мэр назначил руководителем Координационного совета по защите прав человека?

- Во-первых, наверное, потому, что я сам себя всегда считал таким же обычным человеком, как и те, кто сейчас ко мне обращается. Людей всегда легче понимать, если ты сам не вырос в среде богемной элиты, далёкой от проблем среднестатистического россиянина. Во-вторых, потому что предыдущий опыт моей работы связан непосредственно с общением с горожанами. Долгое время я работал помощником депутата Государственной думы РФ Олега Шеина. Приходилось сталкиваться с самыми разными жизненными ситуациями. Конечно, не всё, но многое удалось решить. По этому для меня не стоял вопрос, кем работать в новой администрации города. Моё твёрдое убеждение, что каждый должен заниматься тем делом, в котором он разбирается, и сумел себя проявить. А вся неразбериха во власти получается из-за того, что во имя личных выгод некоторые люди пытаются занять должность, требованиям которой они никак не соответствуют.

- Известно, что взаимоотношения Сергея Боженова и Олега Шеина складывались по-разному, иногда очень сложно. Ваше политическое прошлое нанесло какой-то отпечаток на Ваш характер общения с мэром? Насколько, вообще, Сергей Анатольевич в качестве мэра доступен для Вас?

- Могу ещё раз повториться, что как руководитель Координационного совета по защите прав человека я непосредственно подконтролен лично мэру. Присутствую на всех планёрках, аппаратных совещаниях по профилю моей деятельности. В случае необходимости, практически в любой момент могу попасть на личный приём к мэру или другим руководителям городской администрации. Так что здесь никаких проблем нет. Что касается моего политического прошлого, то оно вообще здесь не при чём. Принимая граждан, я вижу в них, прежде всего, не коммуниста, демократа или национал-патриота, а человека. Само название структуры к этому обязывает, и иную другую позицию считаю не просто неприемлемой, а преступной. Вот еще пример, сам я левых убеждений, всегда голосовал за партии левого толка, а вот мой заместитель придерживается правых взглядов. Тем не менее, это никак не сказывается ни на наших личных взаимоотношениях, ни на работе в целом. Вообще сфера защиты прав человека - это не та область, куда должна вмешиваться политика.

- Вопрос, может быть, не из лицеприятных, но, тем не менее, хотелось бы знать, как можно достойно защищать права граждан от чиновничьего беспредела, когда Вы сами являетесь зависимым, в данном случае от мэра? Ведь общепризнанное понятие «омбудсмена» подразумевает, прежде всего, независимость его от власти любого уровня.

- Наверное, моя должность не является аналогом «омбудсмена» в чистом его виде, хотя я руководствуюсь теми же законами, что и любой другой правозащитник. Прежде всего, это Всемирная декларация прав человека, Европейская конвенция по правам человека, Конституция РФ. Кроме того, стараюсь соответствовать требованиям российского и астраханского законов об уполномоченных по правам человека.

Что касается зависимости или какого-то давления со стороны руководства города, то пока я их не ощущал. Более того, если вы ознакомитесь поближе с делами, которыми мне приходится заниматься, то процентов на восемьдесят они связаны с пресечением бюрократизма именно среди городских чиновников. Во всех этих перипетиях со стороны мэра я нахожу полную поддержку.

- Непосредственно по Вашей деятельности, с какими вопросами к Вам больше всего обращаются? Какие проблемы трудно решаемые?

- Сначала немного статистики. На сегодняшний день ко мне обратилось 486 астраханцев. Письменных обращений 168, остальные обращались в устном порядке. Из них 27% обращений удалось решить положительно. Исходя из моего опыта и опыта моего заместителя Андрея Арсеньева, работавшего в аппарате полномочного представителя президента РФ в Астраханской области, могу сказать, что это очень неплохой показатель. Тематика обращений самая разная. Это и жилищные вопросы и проблемы льгот, социальные гарантии, юридическая помощь и т.д. Самые трудно разрешимые вопросы – это жилищные. В силу специфики нашего города, занимающего второе место в России по количеству ветхого и аварийного жилья, это и неудивительно. Иногда сердце кровью обливается от осознания того, что ты не можешь помочь какому-то конкретному человеку. Надеюсь, что помощь федерального центра, обещанная к 450-летию Астрахани, позволит хотя бы частично решить эту проблему. Наибольшее количество обращений из Советского и Ленинского районов города. Обращаются и из районов области и, несмотря на то, что мы городская структура, стараемся помочь по мере возможности.

- Насколько я знаю, Вы сами проживали в общежитии маневренного фонда. Свою жилищную проблему удалось решить?

- Моя жилищная проблема решается также тяжело, как и у многих других астраханцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Продолжаю проживать по-прежнему адресу. Я человек неприхотливый, но иногда бывает тяжеловато из-за того, что приём приходится вести и в нерабочее время, дома. Все соседи мой адрес знают.

- Возвращаясь к Вашей работе, изменился ли как-нибудь за этот год характер обращений граждан?

- В последнее время очень много приходится заниматься проблемами заключенных, бывших осужденных и защитой прав детей. Что касается последнего вопроса, то мы работаем в тесном контакте с отделом охраны прав детства, опеки и попечительства комитета образования Астрахани. В последнее время очень часто приходят не с жалобами и обращениями, а  с советами к руководству города. Ну, например, во время общегородской дискуссии по поводу того, стоит ли убирать трамвай с центральных улиц города, очень многие астраханцы приходили высказать своё мнение. По моим ощущениям сторонники и противники этого вида транспорта разделились приблизительно поровну, о чём я и доложил мэру. К слову, мнение астраханцев было учтено. Первоначально планировалось более масштабное сокращение трамвайного сообщения, но потом было решено, что от трамваев освободят только наиболее перегруженные транспортом улицы.

- Можете привести какой-нибудь наиболее вопиющий случай нарушений прав человека из Вашей практики?

- Каждый случай по своему необычен, ведь понятно, что от хорошей жизни люди по инстанциям бегать не будут. Ну, если хотите конкретики, вот вам недавний случай. В одной из больниц ее руководство при содействии некоторых чиновников подготовило документы на усыновление двухмесячного ребёнка при живой матери, которая от него не отказывалась. Даже семью уже нашли, куда ребёнка хотели определить. Только после того, как мы вместе с начальником городского отдела по охране прав детства, опеки и попечительства А. Ковалёвой вмешались в эту ситуацию, ребёнка отдали родной матери. Вообще, что касается усыновления, особенно иностранными гражданами, то я намерен заниматься этим вопросом крайне серьёзно. Все помнят нашумевшее дело Фратти в Волгограде и знают о недавних случаях бесчеловечного отношения к маленьким россиянам в Америке. В нашем городе тоже действуют международные организации, занимающиеся усыновлением. Законность их действий буду контролировать.

- Удалось ли Вам за год установить контакты с какими-нибудь российскими и международными правозащитными организациями?

- С астраханскими правозащитниками общаюсь постоянно и всегда открыт для общения по любым вопросам. Стараюсь принимать участие, а иногда и являюсь инициатором различных мероприятий, так или иначе связанных с моей работой. Недавно был приглашен в качестве слушателя в московскую школу политических исследований, а также на семинары в московский учебно-методический центр документоведения и управления. В нашей стране, где законы иногда меняются с калейдоскопической быстротой без повышения своего профессионального уровня, работать на такой должности, как моя, просто нельзя.

Максим Терский, газета «Факт и компромат», 2005 г.