«Астраханец» из Астрахани
Когда-то в Астрахани было несколько судостроительных заводов, на которых получали жизнь суда разных типов. Но, прежде всего, конечно, суда для речного плавания. Они хорошо зарекомендовали себя в перевозке грузов и пассажиров. Теперь их нет. И не удивительно, что с таким нетерпением ждали астраханцы прогулочные трамвайчики проекта 23020 « Астраханец».

Московский судостроительный и судоремонтный завод по лизинговой схеме обещал построить для Каспийской столицы три судна такого типа. Ещё в 2014 году первое судно, построенное по заказу правительства Астраханской области, прибыло в родную гавань. Весной того же года его обещали пустить в плавание вместо трамвайчиков типа «Москва». Не получилось. И вот что помешало. По условиям лизинга необходимо было задействовать сразу все три судна. Однако два других недостроенных «Астраханца» прибыли к нам не летом 2014 года, как планировалось, а значительно позже, в конце 2015 года. Полтора года спустя. Навигацию 2016 года они не открыли. Навигацию открыла оставшаяся на плаву «Москва-169». Судно было с иголочки.

Почему же такие ожидаемые «Астраханцы» стояли на приколе? А всё дело в том, что эксплуатация их оказалась дорогой и нерентабельной. Во всяком случае, такой аргумент выдвигался. Областному бюджету не до новых речных трамвайчиков. Трудности финансирования и здесь преодолели. Решили финансовые затраты переложить на муниципальные власти. Вам, мол, хочется, чтобы к вам такие комфортные суда ходили, берите их на свой баланс. Но муниципалитеты отказались. Зачем, мол, нам такая обуза? Готова, вроде, была раскошелиться Икрянинская районная администрация. Но и она поумерила пыл, подсчитав, во сколько это обойдётся.

Видимо, для форса, чтобы показать, какой он красивый – «Астраханец», в честь дня победы покатали на нём ветеранов войны и труда. Поездку ветераны расхвалили, расхвалили и сами трамвайчики: удобные, комфортные, вместительные. И вот тут сразу нашлись желающие пристроить «Астраханцев» для коммерческих целей. Сюда же включили и теплоходы «Москва».

Начало июля текущего года ознаменовалась большим событием: в рейс отправился один из «Астраханцев». Так началась трудовая биография этого трамвайчика. Теперь он катает туристов и астраханцев. В общем, деньги пошли… Но будет ли удачной коммерческая навигация «Астраханца»? Первые задержки рейсов ввиду неисправностей, а это уже было, могут «подмочить» его репутацию.

Кстати, планируется выход на линию второго «Астраханца». О третьем пока вообще тишина. Нужен ли он нам? Может быть, обойдемся без него. Пусть стоит у причала. Выполняя роль надменного. Так сказать на всякий случай.

Пишу о водных трамвайчиках, и самому стыдно становится. Как коренной астраханец, проживший длинный век, вспоминаю времена, когда на Волге-матушке водных трамвайчиков было столько, сколько сейчас «газелей» на астраханских улицах. А к ним в придачу «Ракеты», «Метеоры», белоснежные пароходы и теплоходы. По всем направлениям возили они грузы и пассажиров. День и ночь работала Волга: шумела, гудела, сигналила. Надо понимать, время не то. Другое время. Но и сейчас можно всё сделать для того, чтобы не замолкала Волга. А то ведь грустно становится, когда приходишь к реке-труженице.

Вот сейчас как радовались, что наконец-то поплыл по Волге «Астраханец». Ещё лучше было бы, если бы он отправился по дачным направлениям с заходом в Приволжье, Карантинное, Новолесное, Стрелецкий. Как было раньше. И не два раза в день, как сейчас ходит дачный трамвайчик, а через час, а то и полчаса. И цены были бы не 40 рублей, а чуть побольше, чем в маршрутке, не 17, а 20. Это бы устроило многих. Тогда и не пустовали бы речные трамвайчики. Стали бы ездить на них. В жару многие бы предпочли неудобную, жаркую и пыльную маршрутку речному трамвайчику.

Ссылаться на нехватку средств, на нерентабельность проще всего. А вы попробуйте, пустите пригородные трамвайчики, уверяю вас, народ потянется, начнет ездить. Сейчас от речного транспорта отучили людей, приучить трудно. Ломать легче, чем строить. Сломав налаженную сеть работы речных трамвайчиков взамен для города, который окружен водой со всех сторон, ничего лучшего кроме маршруток не придумали. Маршрутки тоже нужны, но волжанам по душе водный транспорт. Раньше в Астрахани и трамваи, и автобусы, и троллейбусы ходили. Но и о водных трамвайчиках не забывали. К сожалению, для нынешних властей это не является приоритетом.

Борис Волжский, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 32 (691)