По сей день началом нашей Астрахани и годом рождения Астрахани считается 1558-й год. Празднование 400-летия Астрахани в 1958 году и 450-летия в 2008 году отмечали по этому случаю.

Однако справедлива ли эта дата по отношению к нашим первопредкам? Не изменяет ли нам историческая память? Давайте внимательно разберёмся.

Разве датой рождения Астрахани может считаться какой-нибудь один год - 1558? Разве возникновение Астрахани - не сложный и долгий процесс, результат экономического и политического развития? Астрахань впрямь не создалась в мгновение ока. Она, на мой взгляд, появилась 1385 лет назад, как и появились те первые каганы, с которых и начала история Астрахани «движение своё». Вместо чёткого и ясного начала появилось нечто аморфное и расплывчатое: «Вторая половина 7-го века - образование Хазарского каганата». В истории Астрахани должна быть какая-то начальная точка, какой-то пункт отсчёта, который становится основанием всей последующей хронологии. Да, это традиция мифологического сознания, некая архаика представлений, но в этом и заключается великий смысл такой даты, даты рождения Астрахани. Пусть это - начало начал, необходимые вехи, благодаря которым формируется представление каждого астраханца, будь он учёный или пенсионер, об истории Астрахани. Сознание ищет начало и находит его. Пусть у каждого думающего жителя нашего великого края это - легенды и мифы, но они были, есть и будут нужны всем астраханцам, пусть в их истинность верят все! Сейчас, конечно, история родной Астрахани взошла на вершину всех вершин, и после периода отрицаний начинается более взвешенный подход к легендарным первоосновам. Как часто обнаруживается некое рациональное зерно даже во всех выдумках по имени «Легенды». Так и с датой рождения Астрахани должно быть, чтобы она снова входила в наш обиход, чтобы легендарные образы предков и мифы возвращались к нам! Пусть мифы становятся реальностью, фактами!

Астраханской земле 70 000 лет!

70 тысяч лет назад на территории Астраханского края появился первый его житель, как только море ушло с суши. 700 целых веков! Земля нынешней Астрахани в 600-е годы н.э. была обжита человеком, построившим первое жилище. С той поры зародился наш «город» от первого бревна, от мерного камня, от первого хозяина. Пусть это первое поселение было далёко до города, который с официального 1558 года только развивался, расширился уже при первом воеводе Пётре Тургеневе. Но только ли в 600-е годы н.э. наша земля освоена человеком?! Нет! Степи Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия были известны ещё первобытным охотникам каменного века. Они на территории Астраханского края оставили следы мезолитических и неолитических стоянок, а также погребения древних людей. Так что толща времён таит немало тайн.

Смею сказать, что на территории Астраханского края в течение 70-30 тыс. лет тому назад просуществовало общество неандертальцев, не имеющих звуковой речи, в виду отсутствия у них глотки. Только с появлением звуковой речи у сапиенсов 50-30 тыс. лет назад первое человечество, то есть неандертальцы, было полностью истреблено. С 25 тысяч лет тому назад господствовали сапиенсы с развитой звуковой речью, то есть новое второе человечество.

Засушливые прикаспийские степи были заселены слабо, да и сами первобытные охотничьи коллективы обычно были малочисленными. На протяжении мезолита (12-6 тыс. до н.э.) в наших степях преобладал «присваивающий» тип хозяйства. При этом были отмечены находки микролитов у села Сероглазовка в Енотаевском районе и свидетельствовали о развитии сероглазовской археологической культуры, о её сближении с ближневосточными аналогами.

В 9-8 веках до н.э. на территории Астраханского края сформировались предки киммерийских, скифских и саврамато-сарматских племён, включая часть срубников и различные пришлые ираноязычные группы из азиатских просторов. Всё это были кочевники раннего железного века. Так что, видимо, на землю нынешней Астрахани ступила нога древнего человека то ли 12-10 тыс. лет назад (когда появились мезолитические стоянки, т.е. в среднекаменный век в Харабалинском районе), то ли около 10-5 тыс. лет при возникновении неолитических (новокаменный век) стоянок (Рын-Пески, Досанг, Кара-узек), то ли 4-3 тыс. лет назад при существовании энеолитических (эпоха бронзы) стоянок (Кок-Мурун, Кошалак, Тау-тюбе). Именно в этот период появились лук и стрелы, была одомашнена собака.

С эпохой неолита (5-4 тыс. лет до н.э.) развивалось комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство (преимущественно овцеводство), тогда как охота, рыболовство и собирательство постепенно становились вспомогательными занятиями. При этом замечено, что геометрические орудия с двухсторонней обработкой были сделаны в Нижнем Поволжье (Зензели, Болхуны, Торгуй, Еруслан) и свидетельствуют о связях с Кавказом, что стоянки первых скотоводов на выдувах песчаных барханов в районе Досанга были зафиксированы в 130 пунктах, что у скотоводов в 3-ей тыс. до н.э. уже существовала частная собственность на скот.

В эпоху ранней бронзы (3-е тысячелетие до н.э.) появился курган и продолжал существовать до 14-го века.

3-1 тыс. лет назад преобладали культуры бронзового века (ямная, катакомбная, срубная); в полупустынной зоне Астраханского Заволжья, в частности, у Досанга и Исекея территориально формировались древне-ямные стойбища кочевников с появлением лошадей к середине 2-й тыс. до н.э. (срубники использовали одомашненных коней с 16-го века до н.э. в качестве упряжных колесничных, а позднее - и в качестве верховых животных). В срубную эпоху на территории Астраханского края появились поселения: Рынки-Пески, у сёл Болхуны, Золотушинское, Удачное, Селитренное, Досанг, а также два курганных могильника - Успенский и Степная 4-я.

С 179 года до н.э. булгары-барсылы (барсилы) непрерывно проживали на месте «Астархана», т.е. Астрахани вплоть до 1122 г. Погребения булгар-барсылов обнаружены в устье Волги Л.Н. Гумилевым. Таким образом, со 2-го века до н.э. место Астрахани, по его мнению, было постоянно населено на протяжении 2100 лет до наших дней.

Первые свидетельства древних авторов об Астраханском крае до нашей эры

Бескрайние степи Астраханского края, их жители-племена, прилегающие к Нижней Волге, к Северному Прикаспию территории с 5-го века до н.э. оставались бесписьменными. Но о них писали пытливые авторы античности. Вот они:

- Геродот (490/484-431/425 годы до н.э.) - древнегреческий историк из Галикарнаса;

- Гиппократ (460-377 годы до н.э.) - знаменитый древнегреческий врач и естествоиспытатель с острова Кос, основатель научной медицины, автор трактата "О воздухе, водах и местностях";

- Аристотель (384-322 годы до н.э.) - величайший философ древности, крупный учёный-теоретик в различных областях знаний;

- Псевдо-Скимн (3-2 века до н.э.) - греческий географ, автор «Землеописания»;

- Страбон (63 год-до н.э.-23 год н.э.) - знаменитый историк, географ, путешественник, греческий аристократ эпохи римского владычества;

- Диодор Сицилийский (прим. 90 — 30 гг. до н.э.) — древнегреческий историк и мифограф; родом из Агириума на Сицилии;

- Исигон Никейский (1-я пол.1-го века до н.э.) – греческий писатель, автор сочинений «Невероятные сказания» и «Об эллинских богах», жил во времена императора Тиберия. В первом из этих трудов Исигон из разных источников собрал примеры необычных обычаев варварских народов, излагал истории о разных народах, в частности, приводит сведения из жизни скифов, савроматов и других негреческих народов.

Астраханский край - наша эра племён и переселенцев

До нашей эры и от Рождества Христова на территории Астраханского края господствовали сармато-аланские племена несколько веков. Хотя большие и малые переселения племён и народов неоднократно проходили, но в 4-8 веках н.э. состоялось Великое переселение народов, потрясшее как всю Европу, так и наш край. В 375 году гунны перешли низовья реки Волга. Это было начало эпохи Великого переселения. А концом Великого переселения считались славянские переселения на территорию Восточной Римской империи (Византии) в 6-7 веках.

В первые века н.э. с Великим переселением народов началась цивилизация тюрков, болгарские племена в Северном Прикаспии кочевали по соседству с савирами и саланами. Только в хазарскую эпоху их положение менялось. В те же века н.э. сарматы населяли дельту Волги, там же нашлись предки хазар.

Во 2-м веке являлись аланы, вытесненные в 3-м веке хазарами, по имени которых Каспийское море называлось Хазарским, которые имели на берегах низовий Волги столицу Атель. Только в хазарскую эпоху их положение менялось. В те же века н.э. сарматы населяли дельту Волги, там же нашлись предки хазар.

Во второй половине 2-го века н.э. на территории Астраханского края появились локальные миграции гуннов в Прикаспий: «скифы и потом гунны, а за ними каспийцы» (по греческому писателю Дионисию из Египта). Известно, что болгарские племена пришли сюда раньше гуннов. После гунного нашествия в степях нашего края кочевали уцелевшие сарматы. Уланская орда прокатилась через степи Нижнего Поволжья.

С 4-го по 11-й век проходили здесь - угры, гунны, обры, мадьяры, болгары, хвалисы и т. д. По имени последних Каспийское море окрещивается Хвалынским.

Родиной хазар были, очевидно, прикаспийские степи. Со второй половины 4-го века они попали под владычество гуннов, а после распада гуннской державы в середине 5-го века закрепились на Северном Кавказе.

В 454 году после смерти Аттилы при распаде его государства хазары, жившие в районе Каспийского моря, стали свободными. При этом Нижнее Поволжье превращалось в бурлящий котёл разноязычных племён.

Авторы сообщений об Астраханском крае с 1-го по 5-й век нашей эры

Авторы с первого века н.э. оставили нам сообщения об Астраханском крае:

- Помпоний Мела (1-й век н.э.) - самый ранний римский географ. Автор "Землеописания", описательной географии в 3 книгах, созданной ок. 43/44 гг. н.э.;

- Квинт Курций Руф (1-й век) - римский историк, написавший "Историю Александра Великого Македонского"; представлял Каспий "заливом Океана";

- Гай Плиний Секунд Старший (23/24-79 годы н.э.) - знаменитый римский энциклопедист, писатель-эрудит. Родился в Комо в Ломбардии, воспитывался в Риме. Принадлежал к сословию всадников и исполнял ряд функций, предназначенных представителям этой касты. Автор: "Естественная история". Тема: Скифия, Каспий, номады, савроматы, абзои, удины, утидорсы, пахари;

- Иосиф Флавий (Йосеф бен Матитьяху; Иосиф,сын Маттафии) (ок.37 - ок.100 годы н.э.), знаменитый еврейский историк и военачальник. Автор: "О войне иудейской". Тема: скифы, племя аланов, царь гирканов;

- Публий (или Гай) Корнелий Тацит (сер. 50-х - ок. 120 года н.э.) - крупнейший древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений («Агрикола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»). Тема: сарматы, их вожди;

- Дионисий Периегет (1-й век н.э.) древнегреческий географ, греческий поэт из Александрии, автор: "Описание населённой земли". Тема: Скифия, гунны ("унны"), Каспийское море, каспийцы;

- Луций Флавий Арриан (ок. 89 - ок. 175 годы н.э.) — древнегреческий историк и географ, занимал ряд высших должностей в Римской империи. Уроженец вифинского города Никомедии (в Малой Азии). Автор: "Поход Александра Великого". Тема: Каспийское (Гирканское) море как "залив великого моря";

- Зенобий (2-й век н.э.) - греческий софист, собиратель фактов и пословиц. Автор: "Сокращение пословиц". Сделал извлечения из собрания пословиц и перевел на греческий язык историю Саллюстия. Гиппократа дополняет софист Зенобий, живший в Риме во времена императора Адриана: «Сираки дают царский венец самому рослому или, по словам некоторых, имеющему самую длинную голову»;

- Павсаний (2-я пол.2-го века н.э.) - древнегреческий писатель и географ, автор своего рода античного путеводителя «Описание Эллады». Тема: савроматы;

- Клавдий Птолемей (Птоломей) (ок. 87- ок.165) — древнегреческий астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии, проводил астрономические наблюдения. Автор: "Географическое руководство". Тема: Сарматия, Скифия, скифы-аланы, Гирканское (Каспийское) море, устье реки Ра (Волги). Он писал о некоем племени астуркан, жившем у реки Кубань, где впоследствии возникает русская Тмутаракань и где позднее жили кубанские татары;

- Клавдий Элиан (ок. 170 - после 222) — древнеримский писатель и философ, представитель "второй софистики";

- Сект Эмпирик (начало 2-го века н.э.) — древнегреческий врач и философ, представитель классического античного скептицизма. Жил в Александрии и Афинах. Автор: "Пирроновские очерки". Тема: сарматы;

- Аммиан Марцеллин (ок. 330 - после 395) — древнеримский историк. Сирийский грек. Участвовал в войнах Рима с персами в середине 4-го века, служил в западной части Империи. Автор: "История". Тема: Скифия, сарматы, савроматы, аланы, яксаматы, гунны, квады, Каспийское море;

- Присциан Цезарейский (2-я пол. 5-го века - нач. 6-го века н.э.) — римский грамматик, родом из Цезареи в Мавретании. Величайшим из его трудов являются «Грамматические наставления» — учебник латинского языка в 18-ти томах. Автор: "Землеописание". Тема: Каспийское море, скифские племена.

Посвящается замечательному писателю, историку Маркову Александру Сергеевичу

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, студент 4-го курса Южно-Российского гуманитарного института, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью".

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 40 (550), 18.10.2013 г.

Продолжение следует