Первая жизнь астраханцев

Первой формой оседлого селения Азтарагана были неукреплённые стоянки-зимовища. Жилищами служили юрты и небольшие деревянные или саманные дома на каменном фундаменте; рядом с ними вырывали огромные ямы для хранения продуктов.

В деревне до переименования её в город было, возможно, несколько колодцев. Они являлись бесконечным источником воды. Вокруг неукреплённого поселения располагались кладбища, мавзолеи и земледельческие участки, где бедняки, старики в поисках средств существования обратились к земледелию; возникло садоводство и виноградство. В селении существовал традиционный кочевой уклад, унаследованы традиции и титулатура от Тюркского каганата. При этом сами простые азтараганцы международной торговлей не занимались. Она находилась в руках иудейских и мусульманских общин. Азтараган занимался собственным экспортом рыбьего клея и овец. Этот город представлялся как населённый пункт с несколькими десятками индивидуальной застройки. Жилищами служили войлочные шатры или комбинированные строения из дерева, войлока, глины и ветвей. Со временем Азтараган стал большой деревней, когда в нём появилось 30 дворов. Затем, возможно, в 625 году он превратился в населённый пункт, в котором не менее 12 тысяч жителей и не менее 85 % населения занималось вне сельского хозяйства. Для отнесения населённого пункта к категории «город» Азтараган был, должно быть, оформлен в законодательном порядке. Азтараганцы были, с длинными волосами, прирождённые всадники. Пища их являлась обычной для кочевников — мясо, а также коровье, овечье, кобылье и верблюжье молоко. Они занимались рыбной ловлей и земледелием. Выращивались бахчевые культуры: арбузы, дыня, тыква.

Азтараганское хазарское государство Хаджар-хана

Многочисленные междоусобные столкновения привели к развалу Западно-Тюркского каганата, власть которого ослабла в 630-634 годы, оказалась в междуцарствии периода 641-642 годов и погибла в 657 году при последнем кагане Хуллыге (Нивар Ышбара-Ябгу- каган). Так развалился каганат на мелкие государства. Результатом этого примерно в 650 году стало появление Хазарии в Прикаспийском регионе в районе современного Дербента. Правящей династией стали остатки могущественного тюрского рода Ашина. Первое упоминание о хазарах относится к хроникам Византийского императора Маврикия (582-602 годы), когда «из внутренней Скифии вышли три брата с 30 000 скифов. Когда той страной (Берсилией) стал господствовать чужой народ, они были названы хазарами по имени старшего брата Хазарик». Князь Хазар-ок (Хазарик) в прикаспийских, нижневолжских степях заложил начало хазарской цивилизации (Р.Джуманов). Как бы то ни было, во второй половине 7-го века Хазария, как и Болгария – уже не провинция Тюркского каганата, не удел тюркских царевичей, а самостоятельное государство со своей правящей династией во главе (хотя эта династия не местного, а тюркского происхождения, заботливо сохраняющая традиции Тюркского каганата с его претензиями на господство над всем кочевым миром). Государство Хаджар-хана 600-х годов было достаточно «раннецивилизованным» государством.

Появились раннеклассовые общества и государства, где сохранялись пережитки родоплеменных отношений: хазары делились на знать и простой народ, многие народы степи и Поволжья платили хазарам дань. Торговля Хазарии была по преимуществу транзитной.

В 7 - 10 веках хазарский каганат занимал территорию Нижней и Средней Волги, простирался до Азовского моря и Кавказских гор, покоряя соседние племена, распространил своё господство на донские, причерноморские степи и крымские города, вторгался в страны Закавказья и в Иран. Племенной союз хазар и булгарских племён обращался в классовое государство. При этом хазары сохранили всю правящую верхушку булгар, связав её с собой вассалитетом.

В войну с Ираном кагана Азтараганного государства вовлёк византийский император Ираклий, союз с которым он заключил, как выше сказано, в 626 году. Об этом Феофан писал, что Ираклий вступил в союз с "восточными тюрками, которых называют хазарами", а Моисей Каганкатваци, "как бы подтверждая эту фразу Феофана, свидетельствует, что главной силой тюрской армии являлись хазары" (С.А.Манягин). В 683 году сильная хазарская армия вторглась в Армению и разбила расположенные там арабские войска. Хазарский воин был вооружён копьем и прекрасно защищен кольчугой.

К началу 700-х годов Хазария превратилась в мощную державу, которая остановила натиск арабов и объединила всю юго-восточную Европу. Наш край являлся центром этого огромного государства. Смею полагать, что территория Азтарагана и его окрестностей была заселена хазарами, а также северокавказскими асами и приазовскими асо славянами (антами) и входила в состав хазарского государства. Асы были наиболее развитым народом в данной политической сфере. Азтараганные хазары представляли собой одно из многочисленных кочевых племён, перемещавшихся из Азии в ходе Великого переселения народов. Они говорили на одном из ранних тюркских языков. Возвышение азтараганных хазар связано с историей Тюркского каганата, с владыками которого хазарские правители состояли в родственных отношениях. Именно от имени "хазар" произошло, по-моему, название нашего города "Астрахань". Жители Азтарагана признали главенство первого хазарского кагана Ирбиса Шегуя - хана из династии Ашина. Они не имели флота, хотя умели изготовлять небольшие лодки, которыми пользовались для сообщения по Волге.

Крупнейший булгарский историк и писатель 16-го века Васыл Куш аль-Булгари повествует: "На месте Астархана [Астрахани] вначале находилось древнее поселение племени урус-барсылов, или просто урусов, относящихся к булгарской межплеменной группировке барсылов. Первый джабгусирхакан [каган, император] Хазар-Булгара [Хазарский каганат] Кыр-Багыл (653-675) уже в 654 году основал здесь портовый город, получивший название острова и поселения – Комлызай [песчаный остров; "Хамлидж", по арабским источникам]. В списке каганов девятым значится «Азтараганское хазарское государство Хаджар-хана». В летописи Карчи «написано Азтараган - это Астрахань. В переводе «аз» - мало, «тараган» - расчесывать. Возле Астрахани дельта Волги похожа на расческу. Вода разливается на мелкие реки и как бы расчесывает землю» (Р.Джуманов).

Хаджар-хан был сильным и мудрым правителем. Именно при нём, Хаджар-хане, все земли Хазарии объединились в единое мощное государство. В правительственных кругах, среди аристократии, купечества, некоторой части других зажиточных слоёв населения функционировала древнетюркская руническая письменность.

Первый правитель всегда оставался известным как хазар-каган, был вождем всего хазарского государства. Титул «потомка Ансы», согласно «Худуд ал-Аламу» ("Границы мира") — «тархан-хакан»; он был «тарханом» (вождем) асов («Анса»); «ас-тархан» со временем стал достаточно сильным, чтобы быть заместителем кагана, как и тюркский бек в иные времена.

Но после Хаджар-хана Хазария распалась на две части. У хана родились два сына: Озбулан и Казбулан. Отец делил своё ханство между сыновьями. Один сын Хаджар-хана - Озбулан после отца стал каганом прикаспийских и приволжских земель, а второй, Казбулан, - Малджарана.

Вот как об этом 27 августа 2011 года писал Кеме: "В летописи Барлыу они перечисляются как хазарские каганы Сибили. Видимо, государство называлось Сибил, а название Хазария закрепилось за ним потом из-за гегемонии племени хазар. Вместе с именами каганов в летописи перечисляются земли, принадлежащие им. Это даёт возможность проследить образование единого государства из отдельных ханств. Более того, можно вычислить примерное время правления некоторых каганов и переноса столицы Хазарии из Беленджера в Итиль.

Наряду с каганами Хазарии названы кендер - каганы Малджарана. Это в свою очередь открывает некоторые загадки Хазарии. Первыми в списке каганов идут Сабур-хан, Балгур-хан, Хазар-ок - это ханы страны Сибил. Постепенно происходит её объединение в единое государство, которое закрепилось браком между сыном Балгур-хана - Болахом и дочерью Хазар-ок хана - Бойранкыз. В результате этого союза объединяются земли обоих ханств. После смерти Болаха Бойранкыз становится единовластной правительницей ханства Алханджурт.

Ещё в хронографии Феофана упоминаются их имена: «В этом же году пришла к ромеям некая женщина из гуннов, именуемых савир, варвар, по имени Боарикс, вдова, имея при себе сто тысяч гуннов. Она стала править в гуннских землях после смерти своего мужа Валаха. Эта [Боарикс] захватила двух вождей другого племени внутренних гуннов, по имени Стиракс и Глона, склоненных Кавадом - императором персов, оказать ему военную помощь против ромеев и проходящих по её землям в [пределы] Персии с двадцатью тысячами...». Во-первых, Бойранкыз была союзницей Византии. Во-вторых, она имела мощное войско, способное разгромить двадцатитысячное войско. И главное - время, в которое произошло данное событие, датируется 527-528 гг. Легенда о Бойранкыз сохранилась в карачаево-балкарском фольклоре до наших дней. После Бойранкыз в списке каганов идет Албак-хан, при котором образуется Беленджерское государство. Беленджер переводится с тюрского как колыбельная земля (белен - колыбель, джер - земля). Можно с уверенностью сказать, что другой город Хазарии - Семендер пишется как Семенджер (тюрк, семен - сильный, стойкий; джер - земля) - сильная страна. Именно при Хаджар-хане все земли Хазарии объединились в единое мощное государство. Но после него она распалась на две части. Один сын Хаджар-хана - Озбулан, стал каганом Казджарана, а второй сын - каганом Малджарана. В карачаево-балкарской легенде «Сибилгюл» у Хаджар-хана рождаются два сына - Озбулан и Казбулан. Отец делит своё ханство между сыновьями... " (kavkazweb.net/forum/topic/51185-iazyk-alan-novaia-versiia-moia/page-4).Именно эта летопись повествует о сильном Астраханском государстве во главе с Хаджар- ханом,ставкой которого был город Азтараган.

«Ариф-хан, сын Султан-хана, сына Хаджар-хана, сына Аббас-хана, сына Зафир-хана, сына Амир-хана, сына Турарав-бека, сына Сарсинфаша-шаха, сына Кадирфаша-хана, сына Кавтар-шаха, сына Адил-шаха, а он (Ариф-хан) брат хакана», который ничего не предпринимал без разрешения Ариф-хана, в знак уважения к нему.

Жизнь "тарханов"

В многоплеменной Хазарии, где население исповедовало разные религии (ислам, христианство, иудаизм и языческие культы), не сложилось единого государственного права и единой системы судопроизводства. Разноплеменное население каганата "стало единым целым и называлось хазарами". Каганат отличался "необычайной веротерпимостью". На территории Астраханского края господствовала религия иудаизма.

Среди хазар и союзных им племён также широко распространялось христианство.

В 7-м веке в Аравии возникла новая религия - ислам, отсюда по просторам Центральной Азии прокатилась мощная волна завоеваний, предпринятых приверженцами ислама.

У хазар уже в 7-м веке выделилась знать, организационно объединённая в знатные роды. Одним из самых распространённых обозначений хазарской знати было слово ”тархан”. Высшим сословием в государстве являлись тарханы - родовая аристократия. Среди неё высший слой составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли эльтеберы — правители вассальных народов. Таким образом, население Хазарии делилось на две части: знать (тарханы) и простой народ. Отличие между ними было в том, что тарханы не платили податей, но обязаны были нести военную службу, чаще всего в коннице. В хазарской армии был асо-славянский контингент. Северокавказские асы охраняли Дарьяльский проход для хазар. Войска асов и асо славян использовались также и в других местах. В связи с этим характерно название города Астрахань в дельте Волги, которое, должно быть, происходит от «ас тархан» («командир отряда асов»). Как значительная военная сила хазары впервые упоминаются в связи с ирано-византийской войной 602—628 гг., в которой хазарский правитель Джебу-каган (Зиевил, Тон-Ябгу-каган, Озбулан) стал главным проводником тюркско-византийского союза, направленного против Ирана.

Уже в 600-х годах хазары расселялись в разных, преимущественно окраинных, опорных пунктах. Первоначально одним из таких пунктов являлось устье Волги, куда затем был перенесён и центр государства. В устье же находился Азтараган. 626-й год вскоре через год после заложения Азтарагана был знаменит захватом Дербента, с этого завоевания началась история Астрахани.

Легенда гласит, что на месте, располагавшемся на правом берегу Волги, вдали от современной Астрахани, жили потомки воинственных сарматских племён - асы, что за боевые заслуги они получили от кагана грамоту - тархан, освобождающую от повинностей в пользу государства (а это была великая честь), что в ознаменовании этого события асы и дали название селению "Ас-тархан".

Бедняки, у которых для кочевания не досталось определённого количества скота, не имели возможности кочевать и, переходив к земледелию, оседали на землю, а богачи, владетели стад, "продолжали вести кочевой образ жизни". Степняки - кочевники и хазары жили "в близости и согласии". Их связывала "не общность быта, нравов, культуры или языка, а общность исторической судьбы".

Гусев Владимир Матвеевич,

член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, студент 4-го курса Южно-Российского гуманитарного института, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью".

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 42 (552), 01.11.2013 г.

Продолжение следует.

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 1

Астрахани не 455, а 1385 лет! (авторская гипотеза). Часть 2