Астраханка решила стать мамой для своих двух внуков
Вот уж правду говорят, что близкие люди обо всем узнают последними. О том, что в семьях обеих дочерей творится неладное, Лариса Володина узнала совершенно случайно. Видимость благополучия обманула даже самого близкого человека, и бабушка поздно поняла, что маленьких внуков Кирюшу и Витеньку надо спасать.

Она даже представить не могла, что ее выросшие в любви и заботе дочки забросят собственных ребятишек. До сих пор женщина корит себя за то, что в своем беззаветном доверии к ним не углядела, как теряет самое дорогое в своей жизни.

Сама Лариса Николаевна приехала в Астрахань в 1975 году из Львова с родителями. Отец военный вышел в отставку и решил перевезти семью поближе к родне. Здесь Лариса окончила школу, затем - с красным дипломом Учетно-кредитный техникум, в Ставропольском университете получила специальность бухгалтера-экономиста и устроилась на работу в банк, где и трудилась ровно до той поры, пока не пришлось выбирать – карьера или будущее близких.

- В 1980 году я вышла замуж, - рассказывает Лариса Николаевна, - ровно через год родилась наша старшая дочь Людмила, а в 1982 – Маргарита. Наша с мужем жизнь не сложилась, в 1996 году мы оформили развод. А вот дочки замуж вышли удачно, обе жили в любви и согласии. И с разницей в один год они подарили мне внуков Кирюшу и Витю.

Она рассказывает, что у старшего внука от рождения были проблемы со здоровьем, он плохо видел и почти не разговаривал. Но дочь убеждала, что была у специалистов, и здоровье малыша под контролем. И бабушка, которая видела ребятишек только по выходным, потому что целыми днями была занята работой, доверяла Людмиле и особо не переживала.

- Обе дочери, родив сыновей, не торопились выходить из декрета, - делится Лариса. – Финансовой необходимости в этом не было, мужья зарабатывали неплохо и могли содержать семью.

В 2008 году в их семье случилась первая трагедия – с 33-летним отцом Кирилла, мальчику тогда едва исполнилось два года. Людмила осталась вдвоем с сыном. Родственники, как могли, старались поддержать молодую вдову, полностью взяв их с ребенком под свою опеку.

А через два года своего мужа похоронила Рита: ему тоже было 33 года.

Мама Лариса по мере сил помогала обеим, ведь на работу ни Люда, ни Рита так и не вышли, объясняя это необходимостью много времени уделять осиротевшим детям.

Мальчику 5 марта старшему внуку Кириллу исполнялось 5 лет. Бабушка приготовила ему подарок и собиралась прийти на праздник, но оказалось, что именно в этот день у нее важная комиссия в банке. Отпроситься с работы не удавалось, и Лариса Николаевна предупредила дочку, что придет в другой день.

- Но сердце не на месте было, - говорит моя собеседница. – Первый раз я пропускала праздник у внука. Позвонила коллеге, мне удалось уговорить ее подменить меня. И в праздничный день я все-таки поехала к внуку.

Лариса Николаевна застала дочек в самом неприглядном виде. Праздник был вовсе не таким благочинным, на которых привыкла присутствовать бабушка. Грязные и голодные мальчишки бегали во дворе. Сидевшие на лавочке старушки эмоционально поделились с ошарашенной бабушкой информацией, что такое происходит постоянно. Дочери, проживающие по соседству друг с другом, нашли утешение в рюмке и давно уже в их квартирах гуляют компании.

- Для меня каждое слово этих женщин было как страшный удар в сердце! – продолжает свой рассказ Лариса Николаевна. – Я ведь до этого всегда предупреждала девочек, что приеду. И перед каждым моим приходом дочки наводили идеальный порядок, внуков на выходные они тоже приводили чистеньких и прилично одетых. Мальчишки ни разу не пожаловались на то, что дома их обижают!
Ее подросшие внуки, к счастью, смутно вспоминают те годы: они были слишком малы.
- Мы даже и не знали, что в других семьях живут как-то по-другому, - рассуждает Кирилл. – В садик мы с братом не ходили, общались только друг с другом. И я, к примеру, был уверен, что съесть один вареник в день – это хорошо. Потому что бывали дни, когда про нас вовсе забывали. И я помню, как до темноты сидел во дворе, ждал, когда вернется мама…

В тот же день бабушка Лариса, схватив в охапку обоих внуков, увезла их к себе. На следующий день она взяла отпуск на работе, чтобы вернуть к нормальной жизни дочек и быть рядом с внуками. Но молодые женщины лечиться не желали. И то, что бабушка забрала мальчиков, только дало им больше свободы.

Ларисе Николаевне пришлось уволиться с работы и встать на биржу, ведь детям нужен был постоянный уход. У Кирилла, как выяснилось после медобследования, было серьезное заболевание, вызывавшее задержку речи. Он ведь так и общался до 5 лет на собственном «птичьем» языке. С маленьким Витей таких проблем не было, но и он требовал постоянного внимания.

- Комиссия органов опеки, побывав дома у моих дочек, лишила их родительских прав, - горестно продолжает Людмила Николаевна. – Десять месяцев я пыталась оформить документы, чтобы официально иметь возможность опекать внуков. И тут меня буквально раздавили информацией, что двоих детей я забрать не могу, потому что жилищные условия не позволяют. В органах опеки поначалу так и заявили: «Выбирайте сами, кого хотите оставить, а второй пойдет в детский дом!»

У женщины до сих пор дрожит голос при рассказе о тех событиях. Она вспоминает, как от отчаяния заявила: «Тогда забирайте обоих! А я пойду работать в детский дом нянечкой или уборщицей. Но внуков своих не отдам и разделять не позволю!»
До сих пор Лариса Николаевна благодарит специалиста опеки, которая помогла ей правильно подготовить все документы, позволившие ей в 2011 году забрать обоих мальчиков.
- Дальше мы стали наверстывать то, что было упущено в их прежней жизни, - рассказывает Лариса Николаевна. – Вылечили Кирилла, после чего я занялась вплотную его речью, ведь мальчика надо было готовить к школе. Занятия с логопедом мы не потянули, поэтому я взялась за специальную литературу. Ночами сидела за учебниками сама, а днем занималась с ребятами.

- Я в 6 лет не говорил и не читал, - сообщает Кирилл, - а начальную школу окончил без четверок с похвальными листами!

По словам бабушки, в 7 лет старший внук пошел в школу, а уже через два месяца занял 1 место в Пушкинских чтениях. Это мальчик, который год назад не мог говорить!

Витя тоже начальные классы окончил на «отлично». С первого класса он изучает английский язык, делает успехи в спорте.

- С 6 лет я начал заниматься баскетболом, - поддерживает наш разговор младший внук, - затем заинтересовался гандболом. А сейчас всерьез занялся футболом, хожу на тренировки в Академию футбола, которую курирует МФК «Волгарь». Этот спорт мне нравится!

Кирилл сейчас учится в Губернском техникуме для слабовидящих детей. По словам его бабушки, операцию, которая позволит улучшить его зрение, по медицинским показаниям предстоит делать только в старшем возрасте. Но это паренька не смущает, ведь он добивается успехов в любом деле, к которому прилагает силы.

- Я занимаюсь в школьном театре, - рассказывает паренек, - изучаю английский язык, хожу в класс робототехники и электроники, получил диплом регионального конкурса мультимедийной журналистики.
А 1 октября Кирилла выбрали президентом своей школы с большим перевесом в голосах.
А еще братья вместе посещают кружки и творческие студии, и при этом умудряются получать хорошие оценки в школе.

Мамы гордились бы такими сыновьями. Но, к сожалению, ни Рита, ни Людмила не дожили до нынешних дней: в 2014 году воспаление легких свалило старшую дочь, а через год тяжелую болезнь внезапно подхватила младшая.

С горечью Лариса признается, что хотела бы быть для мальчиков только любящей бабушкой, которая балует и угощает внуков всякими вкусностями. Но приходится быть строгой и требовательной.

- Когда надо поругать – я в роли папы, накормить и уроки проверить – вместо мамы. И только когда удается потискать и приласкать, я чувствую себя настоящей бабушкой, - говорит она.

Татьяна АВЕРИНА. г. Астрахань