Астраханская лингвистическая гимназия: редкость в образовании
В преддверии нового учебного года сетевое издание «AST-NEWS.ru – Астраханские новости» и астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» открывают цикл материалов, посвящённых лучшим учебным заведениям нашей губернии.

Цикл открывается нашим рассказом об Астраханской лингвистической гимназии.

Так всё начиналось

В советское время иностранным языкам учили серьёзно только разведчиков, дипломатов, стюардесс и работников внешней торговли. В Астрахани углублённым изучением английского языка занималась средняя школа № 46, ныне – гимназия № 4 Когда в Астрахани в 1993 году открылся российско-турецкий лицей, у общественности было много вопросов: зачем? с какой целью? какой интерес у турецкой и российской сторон?

Некоторые связывали открытие российско-турецкого лицея с большим количеством челноков, ездивших в то время за товарами в государство на берегах пролива Босфор для последующей продажи на рынках Астрахани.
Другие сторонние наблюдатели полагали, что лицей предназначен в основном для детей из исламских семей, но практика показала обратное. Никакой исламизации учеников не наблюдалось, а было углублённое изучение английского и турецкого.
В 2001 году турецкие учителя вернулись на свою родину, а лицей получил новый статус и был переименован. Сегодня это – государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Астраханская лингвистическая гимназия».

Как здесь учатся

Учебное заведение такого профиля уникально для нашего региона и не только.

Оно относится к учебному заведению, которые принято называть «статусными». В гимназии работают высокопрофессиональные преподаватели, обучающие детей семи иностранным языкам. С пятого класса для всех учащихся вводится обязательное углубленное обучение английскому, так же каждый ученик вправе выбрать для своего изучения немецкий, турецкий, французский, итальянский, китайский или персидский язык. Полученные знания позволят общаться с иностранцами на профессиональном и на бытовом уровне.

Углублённое изучение двух иностранных языков в будущем поможет выпускникам гимназии при необходимости самостоятельно изучить любой иностранный язык, потому что им известен алгоритм этого изучения. Оно интеллектуально развивает учеников, делает их более восприимчивыми к приобретению новых знаний в любой области знаний.

Выпускники гимназии выбирают для продолжения образования специальности, связанные как напрямую с лингвистикой (переводческая деятельность), так и с государственной службой (например, международные отношения или работа спецслужб, правоохранительных органов), экономической сферой, производством и использования природных ресурсов (инженерные специальности), социальной сферой (педагогика, медицина, культура).

Грызть гранит науки

В гимназии нет текучки преподавательских кадров. В каждом классе обучается до 24 учеников. Это облегчает и упрощает индивидуальный подход к каждому ребёнку для успешного решения учебных задач.
Сейчас в Астраханской лингвистической гимназии проходят обучение 290 учеников в возрасте от девяти до 17 лет из различных социальных слоёв жителей Астрахани и области.
За годы работы из стен гимназии около 500 выпускников. Гимназия оснащена современным оборудованием и учебниками. В библиотеке есть хорошая подборка литературы по истории и культуре тех стран, языки которых изучаются, чтобы ученики могли лучше понять народные традиции и национальную самобытность.

Расширение международных контактов гимназии со школами стран изучаемых языков является одной из стратегий развития гимназии. Ученики гимназии общаются со своими сверстниками из стран изучаемого языка через интернет.

Поэтому постоянно расширяется круг общения с зарубежными школами, где осваивается русский язык.

Моя твоя… понимать!

С 2014 года началось изучение китайского языка. Сейчас этот язык, имеющий мировое распространение, познают около 80 учеников 7-9 классов, а также группа школьников, пожелавших начать изучение китайского языка с 10 классе.

С 2016 года в гимназии «прописался» седьмой иностранный язык – итальянский, который исследуют более тридцати учащихся 6-7 классов.
Углублённое постижение иностранных языков не отвлекает учеников гимназии от остального учебного процесса, и здесь, как и в других школах, есть свои отличники и особо продвинутые ребята.
Начиная с 2015 года, когда была утверждена медаль «Гордость Астраханской области», ученики Астраханской лингвистической гимназии становятся её лауреатами. Ребята не раз участвовали и побеждали на Олимпиаде школьников Санкт-Петербургского государственного университета, в интернет-турнире имени М.В. Ломоносова, Телевизионной гуманитарной олимпиаде школьников «Умницы и умники», Межрегиональной олимпиаде школьников «Высшая проба», Межрегиональной олимпиаде школьников по математике «САММАТ» и других авторитетных интеллектуальных соревнованиях.

Как сюда поступают

В Астраханской лингвистической гимназии осуществляется индивидуальный отбор при приёме в 5, 10 классы на новый учебный год, а также при переводе из другой образовательной организации при наличии свободных мест.

Родители в положенный срок подают письменное заявление на имя директора Астраханской лингвистической гимназии, в котором указываются ФИО обучающегося и его родителей, дата и место его рождения, а также номера контактных телефонов и адрес электронной почты родителей ученика. Также они предоставляют сведения о прежних достижениях в учёбе своих детей.

Это совсем не формалистика, а серьёзный подход к отбору учащихся, потому что в Астраханскую лингвистическую гимназию принимают детей по единственному критерию – способность к обучению и с высокими показателями интеллекта.

Приём в 10 класс гимназии осуществляется в три этапа.
1 этап: проведение предметной комиссией вступительных испытаний по учебным предметам, изучение которых будет осуществляться на углубленном уровне;
2 этап: проведение приемной комиссией экспертизы документов;
3 этап: зачисление обучающегося.
От вступительного испытания по английскому языку освобождаются учащиеся, имеющие международный сертификат, подтверждающий владение английским языком на уровне В1 и выше.

Желающие поступить оцениваются по специальной системе в баллах, начисляемых за различные их достижения в учёбе, включая, к примеру, участие в российских и международных предметных олимпиадах.

Так же проводится индивидуальный отбор и обучающихся в 5 класс.

В гимназии смотрят не родословную ученика, а на его реальные знания и достижения.

Руководство гимназии

Валерий Дмитриевич ШМЕЛЁВ в 1992 году окончил Астраханский государственный педагогический институт. Свой трудовой путь начал в должности учителя истории в астраханской средней общеобразовательной школе № 36 в 2000 году перешёл на работу заместителем директора «Российско-турецкого лицея». С апреля 2010 года и по настоящее время работает возглавляет ГБОУ АО «Астраханская лингвистическая гимназия».

С 2011 года Валерий Дмитриевич возглавляет астраханское региональное отделение «Всероссийского педагогического собрания».

Является региональным экспертом по общественно-государственному управлению в образовании.

***

Если Астрахань когда-нибудь прославится полиглотами-рекордсменами, можно быть уверенным, что они в прошлом окончили Астраханскую лингвистическую гимназию.

Николай Иванов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №25 (785), 2018 г.