Астраханская синагога. К празднику Пурим
Синагога – это дом молитвы, дом собрания и школа. Синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.

В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания», где евреи собирались бы на молитву в субботу, праздники и будни.

После того, как Иерусалимский храм был разрушен, синагога – это оплот еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.

Талмуд говорит, что синагога уступает по святости только Храму, и называет её «малое святилище».

Астрахань

Астраханской еврейской общине 155 лет, хотя первые евреи появились на территории нынешней Астрахани (тогда она называлась Хаджи-Тархан) еще в 13 или 14 веках, когда город находился под властью Золотой Орды, а затем и местных ханов.

Но это в сфере догадок и гипотез.

Точно известно, что с середины XIX века в Астрахани стали селиться отставные «николаевские солдаты» – евреи-кантонисты, отслужившие в армии 25 лет при Николае I, но не утратившие связи с иудаизмом и даже организовавшие молитвенный дом. Это были первые члены первой астраханской еврейской общины, официально зарегистрированной в 1866 году. Тогда же была построена и ныне действующая астраханская синагога. В ней хранились 44 свитка Торы, в том числе и подаренный библиотекой армянской семинарии уникальный свиток, который ряд специалистов относил к хазарским временам. Эти реликвии пережили войны, все годы советской власти, но были похищены в девяностые годы ХХ века.
Костяк общины XIX века составляли ашкеназы – группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе. Бытовым языком большинства ашкеназов был идиш.
Одновременно с этим в Астрахани появились и сефарды – из группы евреев, сформировавшейся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата. Исторически бытовым языком сефардских евреев служил ладино, принадлежавший к иберо-романской подгруппе романских языков. В собственной сефардской богослужебной традиции использовался сефардский вариант произношения древнееврейского языка.

Сефарды пришли с юга России и из Закавказья. Это были купцы и рыбопромышленники. Вскоре ашкеназы и сефарды столкнулись с еще одной, крайне необычной для них группой иудеев – герами, обратившимися в иудаизм русскими крестьянами.

Геры - немногочисленная группа русских по этническому происхождению, исповедующих иудаизм. Как особая религиозная группа геры выделились в начале 19 века из секты субботников и к концу 19 – началу 20 веков полностью восприняли ортодоксальный иудаизм. Геры считали себя евреями и стремились к соблюдению всех предписаний еврейской религии и полному слиянию с евреями по этническому происхождению. В особенности поощрялись герами браки с евреями. Многие геры посылали своих детей в иешиву – институт, являющийся высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда. В определённые эпохи иешива выполнял также законодательные и судебные функции. В последние столетия служил и для подготовки учёных к званию раввина.

Геры проживали разбросанно в различных областях России – Астраханской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, на Дону, на Кубани, на Северном Кавказе, а также в Закавказье и Сибири.

Богоизбранный народ

Именно евреям Создатель доверил хранение Закона Божьего, именно из среды евреев должен произойти Спаситель мира. Об этом и о многом другом говорит Тора или Пятикнижие Моисеево.

На земле в настоящее время проживают около 14 миллионов евреев. Что это по сравнению с семью миллиардами всех жителей земли? Но еврейский народ дал миру много учёных, писателей, политических деятелей. Физик Альберт Эйнштейн, родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд, отец коммунизма Карл Маркс, писатель Франц Кафка, поэт Генрих Гейне, звезда рок-н-ролла Боб Дилан, поэт Борис Пастернак, актриса Элизабет Тейлор, писатель Лион Фейхтвангер – каждый из этих и множества других людей мог стать гордостью любого народа, но все они потомки египетских рабов, которых Всемогущий Бог вывел из Египта и провёл через расступившееся Красное море.

История еврейского народа записана в Торе великим евреем Моисеем, но в этой книге много примеров неподчинения евреев воле Бога. В этом нет ничего позорного. Люди не овцы, а существа, сотворённые по образу Самого Создателя. Люди имеют свободную волю и способность к творчеству, они имеют право сомневаться и отстаивать собственное мнение.
Можно спорить с человеком, но не с Творцом всего сущего. Осознание этой истины дорого стоило еврейскому народу. Дважды он подвергался рассеянию.
И вот уже в XX веке произошло чудо – в 1948 году на карте мира появилось Государство Израиль.

Иудаизм стал родоначальником двух мировых религий – Христианства и Ислама, и это должно не разъединять народы этих трёх конфессий, а объединять их, потому что поклонение происходит одному Всемогущему Творцу и Создателю.

Астрахань должна гордиться, что не опозорила себя еврейскими погромами в дореволюционное время. После революции погромов не было – просто закрывались синагоги.

Любой религиозный опыт обращения к Создателю бесценен, но опыт иудаизма – особенно. Ведь это перворелигия, свободная от языческого идолопоклонства.

В иудаизме нет агитационного напора. Иудаизм никого не агитирует влиться в свои ряды.

Современный мир, поражающий воображение всё новыми и новыми технологиями, о которых ещё вчера мечтали фантасты, по своей потаённой сути таков же, как мир тысячу и две тысячи лет назад.

Христианский мир ожидает Второго Пришествия, иудаизм ждёт Первого Пришествия, но оба будут только из среды евреев, так что маленькая астраханская синагога, будучи сегодня частью религиозной жизни Астрахани, вполне реально может стать главным центром грядущих великих событий.

Николай Иванов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 6 (766), 2018 г.


Редакция астраханского областного общественно-политического еженедельника «Факт и компромат» поздравляет еврейскую общину Астрахани с праздником Пурим! 

Желаем веселья, улыбок, тепла и отличного настроения!



Цдака – это не милостыня, а восстановление справедливости! Помощь на содержание синагоги!

Астраханская синагога вмещает более 100 прихожан.

Ежедневно в ней проводится миньяны. Читается молитва «Кадиш».

С утра до вечера проходят индивидуальные и групповые занятия по Торе, Талмуду и Хасидизму.

По субботам и праздникам в синагоге проходят трапезы.

Колель Тора. Во всем мире «Колель» – это религиозное учебное заведение для женатых евреев, где изучают Тору и еврейские традиции в свободное от работы время. Со дня основания программы количество участников увеличилось.

Проведение шабатов и праздников. Молодёжные и семейные шабаты. Праздничные трапезы. Семейные шабатоны. Всё это нашло место под крышей нашей синагоги.

Детские программы. Лагерь «Ган Исроэль».

Детский воскресный клуб. Детская летняя площадка «Ган Исроэль» – астраханская община заботится о еврейском воспитании подрастающего поколения!

Астрахань, ул. Бабушкина, 28. Часы работы синагоги 10.00-16.00 пн-чт,вск. Тел.: 39-04-17. Сайт: jewishastrakhan.org

Банковские реквизиты местной религиозной организации ортодоксального иудаизма г.Астрахани в ОАО ВКАБанке г.Астрахань
р/с 40703810700000000066
БИК 041203729
КПП 7711500101
ИНН 3015038806
Кор. сч. 30101810700000000729
ОГРН 1033000807542
Назначение платежа: Благотворительное пожертвование