Астраханская троллейбусная эпитафия. Кто виноват в крахе общественного транспорта в городе

Электротранспорт Астрахани

Троллейбусные перевозки начались в Астрахани с 5 ноября 1967 года, а прекратились 30 октября 2017 года.

В 1967 году – это было радостное событие, потому что трамваи и автобусы не справлялись с мощными пассажирскими потоками города. Троллейбусы тоже стали набиваться пассажирами битком. Многие ездили «зайцами». Для удобства проезда ставились компостеры для заранее купленных билетов, стояли кассы самообслуживания, трудились самоотверженные кондукторы и контролёры, ловившие «зайцев».

Троллейбусам тогда не было тесно на астраханских улицах, потому что транспорта было в десятки раз меньше, чем теперь.

В современных условиях городской электротранспорт в Астрахани стал убыточным.
В 2007 году было закрыто трамвайное движение, в этом году – троллейбусное.
Откуда взялась убыточность?
Во время появления первых трамваев в Астрахани в 1900 году они были прибыльными, потому что их открывали и эксплуатировали частные фирмы, которым никаких дотаций из бюджета не выдавалось, а работать в убыток тогда охотников среди деловых людей не было.
Убыточными трамваи и троллейбусы стали в советское время в основном из-за раздутости управленческих кадров, бесхозяйственности и бестолковости большинства советских руководителей.

Россия стала капиталистической, но руководители городского электротранспорта привыкли к советской халяве и не желали перестраиваться, хотя по России есть примеры делового и разумного подхода к эксплуатации самого экономичного, экологического и безопасного городского транспорта.

В 2006 году проезд на Новосибирском троллейбусе составлял семь рублей, а себестоимость – шесть рублей. Ныне проезд на троллейбусе в Новосибирске стоит 18 рублей и, скорее всего, сохраняется, прибыльность этой хозяйственной деятельности. Так что дело упирается в деловые и интеллектуальные качества руководителей.

По вопросу рентабельности можно обратиться и к «газельному» бизнесу, находящемуся в частных руках и выживающему без дотаций из бюджета.
Разве частник будет гонять по всему городу маршрутки себе в убыток? Он получает прибыль и при этом ещё поделится с крышей: с милицией, с муниципалитетом и т.п. Так что частный извоз скорее даже высокоприбыльный.
Муниципалы же убыточны потому, что не приспособлены к нормальному бизнесу, где надо ставить руководителей не по знакомству, родству или за взятку, а по деловым качествам.

Так что надо было прекращать не троллейбусное движение, а деятельность горе-руководителей, разваливших предприятие.

В трагедии трамваев и троллейбусов не в малой степени виновны и сами астраханцы.

Трамваи и троллейбусы ходили полупустыми. Астраханцы предпочитали электротранспорту опасные во всех отношениях маршрутки. Весьма неустойчивые при столкновениях, чаще всего с непрофессиональными водителями, при поездках в тесном пространстве микроавтобуса все инфекционные заболевания передавались безо всяких препятствий.

Электротранспорт и коммунисты

Совершенно неожиданно на закрытие троллейбусного движения по-своему активно отозвались сторонники Зюганова.

Они провели немногочисленный митинг, на котором развивалось много партийных флагов, но не было ни одного российского триколора. Мероприятие в защиту троллейбусов было организовано астраханским обкомом КПРФ. В нём также приняли участие представители региональных отделений «Справедливой России» и ЛДПР.

Митинг вёл секретарь обкома КПРФ, депутат астраханской городской думы Халит Аитов. Участники немногочисленного митинга говорили о том, что троллейбус на сегодняшний день – это единственный экологически чистый вид транспорта, в котором остро нуждается город.

Это было ничем не оправданное лукавство, потому никакой острой нужды в последние десятки лет не было – троллейбусы годами ходили пустыми.
Выступающие выразили уверенность, что город в состоянии найти денежные средства на содержание автобусно-троллейбусного парка.

«Я думаю, что общими усилиями мы сможем добиться организации нового предприятия, нового троллейбусного парка в Астрахани», – сказал в заключение Аитов.

Было бы понятно, если бы эти слова произносил человек, далёкий от проблем города. Но их произнёс депутат гордумы, прекрасно знающий о дефицитном бюджете города, находящего, тем не менее, средства на компенсацию каких-то непонятных расходов гордепутатов по 58 тысяч рублей в месяц.
Но «принципиальный» коммунист Аитов молчит об этих ничем не оправданных тысячах, в которых, надо сказать, депутаты даже не отчитываются.
Вся митинговая возня с защитой троллейбусов – это очередная предвыборная программа, чтобы народ астраханский не забывал своих «яростных защитников», которые на самом деле ничем по факту не помогли троллейбусам, но помогают себе любимым в деле будущего обретения мандатов с прилагающимися к нему привилегиями и разного рода денежных бонусов.

Для нас, астраханцев-налогоплательщиков, троллейбус на улицах города теперь уже, к сожалению, несбыточная красивая мечта, а гордума с периодически митингующими депутатами – раздражитель и балласт. Уничтоженный троллейбус и оппозиционные депутаты, – много говорящие и ничем реально не помогшие астраханскому троллейбусу, – имеют одну связующую особенность: в мечтах астраханцы митингуют по поводу разгона за ненужностью тех господ и товарищей, которые то недоигрывают, то переигрывают в своей депутатской игре, где главная ставка – мандат и деньги.

А пока в Астрахани смертью электротранспорта рождены новые определения людей никчёмных, ненужных, несчастных. Их так и называют с жалостной интонацией в голосе: «Эх ты, троллейбус» и «Трамвай ты, трамвай».

Николай Иванов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат»