Курортный сезон сейчас в самом разгаре. Несмотря на громкие скандалы, которые гремят в России из-за деятельности тех или иных туроператоров, кто-то все же собрал чемоданы и ждет не дождется грядущего путешествия. Кто-то только планирует покупать путевку. А некоторые астраханцы решили на всю жизнь «завязать» с отпуском, организованным подобными фирмами. Все потому, что единственный горький опыт перечеркивает все желание вообще когда-либо доверять туристическим компаниям.

Ничто не забыто

«Основная цель нашей туристической компании – сделать хороший качественный отдых доступным для каждого». Эти шаблонные слова и рекламные ролики, гарантирующие лучший отдых на земле, возможный «только благодаря нам», использует едва ли не каждая турфирма. Компания «Алые паруса», которая уже несколько лет работает в Астрахани, не исключение. Базы Астраханской области, туры по России и всему миру, отдых на черноморском побережье, санаторно-курортный отдых, даже туры в кредит – эта фирма обещает сделать ваш отдых ярким и незабываемым. И если с «ярким» еще можно поспорить, то определение «незабываемый» подходит как нельзя лучше. Те, кому «посчастливилось» иметь дело с этой организацией, такой отдых никогда не забудут. Точнее, его отсутствие. Далеко не единственный случай, связанный с обманом клиентов туроператора «Алые паруса» и неожиданной отменой их предстоящего путешествия без возврата денег, наверняка не случайность. При этом его деятельность никак не пресекается. А тот факт, что фирма постоянно меняет свое месторасположение, в очередной раз доказывает: не так надежна компания, как она обрисована в рекламе.

На горьком опыте

Отпуск в этом году Евгений Борисов и его семья: жена и двое ребятишек – решили провести в Турции. Поездку Борисовы запланировали еще в прошлом году. Копили деньги, продумывали список мест и достопримечательностей, которые непременно нужно посетить, с нетерпением ждали того самого дня отъезда. И хотя обходилось это путешествие семье не дешево, они решили: такой отпуск стоит того, тем более что о Турции они мечтали уже давно.

И вот день Х настал. Борисовы прилетели на курорт, поймали такси, которое отвезло их до забронированного отеля. Каково же было удивление туристов, когда на ресепшене им сказали: ни одного номера на их фамилию во всей гостинице не зарезервировано. Евгений попытался дозвониться до менеджеров компании «Алые паруса», где они и покупали путевку, и до ее директора Евгении Владимировны Корневой. Но мобильные телефоны сотрудников были отключены, а городской номер компании не отвечал. Что делать? Борисовы остались без отеля и, соответственно, пропитания, с небольшим количеством средств и без возможности что-либо выяснить. Два дня они переночевали в небольшой гостинице, а потом вынуждены были уехать, купив, кстати, новые билеты на самолет. Вернуть свои потерянные деньги, вернувшись в Астрахань, они так и не смогли.

Запятнанная репутация

По-видимому, подобная история тоже имела место быть не только с одной семьей. В Интернете мне повстречался комментарий о компании «Алые паруса», в котором говорится: фирма принимает оплату за тур, отправляет людей на отдых, а когда они прибывают в отель, оказывается, что тур вовсе не оплачен. Если бы только туристы предварительно «знакомились» с репутацией организации, в которой они собираются приобрести путевку, многих неприятностей, возможно, реально было бы избежать.

Из всех отзывов, что я обнаружила на просторах Интернета при запросе «турфирма алые паруса отзывы», только один был относительно позитивным. 99 % пользователей, высказавшихся в адрес этой компании, так и пылали гневом. «Обманщики», «никому не советую эту фирму», «спасибо за испорченный отдых», «крайне безответственны» – такие отзывы повстречались мне на астраханских порталах. Хотя, надо отметить, их не так много, что тоже является определенным показателем. «Зачастую компании с негативной репутацией, во Всемирной паутине в том числе, прибегают к услуге SERM. Специалисты в этой сфере при помощи особых методик удаляют с интернет-порталов негативные отзывы о фирме либо пишут и размещают положительные, – комментирует Владимир Сметанников, специалист по работе с репутацией в Интернете. – В любом случае, отсутствие каких-либо отзывов о компании и наличие даже небольшого количества отрицательных мнений – настораживающий фактор. Возможно, с репутацией данной компании уже работали, зачистив всю негативную информацию».

Не вижу – не слышу – молчу

На данный момент идет второй процесс по делу семи глухонемых инвалидов, которые подали заявление в суд на ООО «Алые паруса». Рождество в этом году они хотели справить необычно. Решили отправиться на Домбай – удивительно красивый курорт, который в любое время года пользуется небывалой популярностью. Путевку инвалиды оплатили, как и полагается, заранее – ее общая стоимость составила почти 60 тыс. рублей. Половину суммы они принесли, когда офис компании находился еще недалеко от городской администрации. Вторую часть туристы оплатили чуть позже, но на тот момент компания уже поменяла свое местонахождение и находилась в здании «Кристалла». Вдохновленные поездкой, которая обещала быть интересной и незабываемой, путешественники уже подготовили для путешествия все самое необходимое. Однако за день до выезда им пришла невеселая СМС: поездка отменяется по техническим причинам. Дело было после известных событий конца года, который запомнился всем россиянам трагическими событиями в Волгограде. Прямо перед Новым годом прогремели взрывы на железнодорожном вокзале города и в одном из автобусов, и инвалиды предположили, что отмена их поездки связана именно с терактами. А поскольку директор компании «Алые паруса» обещала вернуть деньги сразу после праздников, несостоявшиеся туристы в панику не впадали. Но шло время, деньги турфирма им так и не возвращала, а контактов с обманутыми клиентами директор избегала, будто притворялась ничего не видящей и не слышащей. Тогда они и обратились в прокуратуру с просьбой защитить их интересы. Напомню: эти люди глухонемые с детства, являются инвалидами третьей группы, а потому самостоятельно отстаивать свои права они просто не имеют возможности.

В пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 г. Москвы отмечено: «Ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»)». Договор об оказании туристических услуг был заключен ООО «Алые паруса» как туроператором, а потому ответственность перед клиентами несет именно эта компания.

Прокуратура Кировского района подала в суд на ООО «Алые паруса». В ходе процесса выяснилось, что гостиница «Сокол», в которой должны были размещаться туристы, даже не была забронирована, то есть отмена поездки – явно не случайность и стечение обстоятельств, а запланированный загодя обман клиентов. К слову, первый процесс был выигран, но деньги пострадавшим так и не были перечислены. Суд решил расторгнуть договор об оказании туристических услуг, а с компании «Алые паруса» взыскать потраченные на путевки средства, неустойку, компенсацию морального ущерба, а также штраф. Всего фирма должна была выплатить порядка 200 тыс. рублей, однако до сих пор деньги не перечислены.

– Директор турфирмы – женщина, по всей видимости, мудрая и бывалая, – рассказывает Нина Александровна, которая также представляет интересы глухонемых. – На нее не оформлено никакого имущества, а потому взыскать с нее практически нечего. Сейчас в Кировском суде идет второй процесс по этому делу. По словам Нины Александровны, Евгения Корнева за все это время ни разу не являлась ни в прокуратуру, ни на судебные заседания. А увидевшись однажды с обманутыми инвалидами, просто посмеялась им в глаза. Удастся ли судебным органам привлечь к ответственности директора, которая без зазрения совести обманула людей с ограниченными возможностями, – вопрос остается открытым. Но сами потерпевшие уже потеряли надежду на то, что им вернут потраченные средства.

Не все одинаковые

Не стоит думать, что любая туристическая компания, в которую вы обратитесь, обязательно обманет вас. Пока сотрудники фирмы «Алые паруса» проворачивают хитрые процедуры по «зарабатыванию» денег нечестным путем, директор регионального офиса туроператора Mouzenidis Travel вынуждена была отправить однажды туристов (папу и его двоих сыновей) в Грецию за счет своей компании.

Замечу: туроператоры не продают путевки туристам. Они сотрудничают по договору с турагентствами. Фирма «Алые паруса», через которую семья приобретала путевки, очень долго не производила оплату оператора, объясняя это тем, что сами путешественники вовремя не принесли деньги. На деле это было не так, они все оплатили. Затем, минуя астраханский офис Mouzenidis Travel, директор «Алых парусов» отправила документы туристов на оформление сразу в Москву. Когда они были готовы, а до вылета оставалось три часа (оплата все так же не была произведена «Алыми парусами»), представители Mouzenidis Travel при согласовании со своим руководством из Греции все же решили отправить туристов на отдых за свой счет, хотя обычно в таких случаях туроператоры просто не выпускают своих клиентов. «Мне стало искренне жаль неповинных людей, они ведь совершенно не при чем, – рассказывает Дарья Климентьева, директор офиса Mouzenidis Travel в Астрахани. – Концепция нашей компании состоит в том, чтобы делать все для туристов. Было решено, что по возвращении отдыхающих совместными усилиями мы будем пытаться эти деньги вернуть. Прошел уже месяц, но до сих пор директор компании «Алые паруса» так и не перевела нам средства. Мы отправили предупредительное письмо, и, помимо всего прочего, каждый день у нее накапливается пеня за просрочку. Насколько мне известно, ее туристов часто не выпускали в тур по причине неоплаты с ее стороны».

Советы туристам от директора офиса Mouzenidis Travel в Астрахани Дарьи Климентьевой

«Чтобы правильно выбрать турагентство, которому вы сможете доверить организацию своего тура, нужно обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, необходимо выяснить, есть ли у этого агентства сайт, с какими туроператорами оно сотрудничает. Во-вторых, узнать, входит ли данное агентство в определенный реестр. При выборе туроператора надо проверить, имеется ли информация о нем на сайте Ростуризма, работает оно с авиакомпаниями напрямую или через посредников. Кроме того, стоит обратить внимание на цену: слишком дешевый тур может обернуться неприятностями. Цена должна быть адекватной. Никогда не ведитесь на СМС-рассылки, обещающие огромные скидки. И последний момент: отзывы, конечно, явление субъективное, но определенное мнение с их помощью о компании сложить можно.

***

Когда мы готовили этот выпуск, одной семье, поездка которой тоже сорвалась по вине компании «Алые паруса», деньги спустя длительный период ожиданий все же вернули. Надеемся, что и другим туристам удастся добиться справедливости.

А для того, чтобы любителям путешествовать было легче ориентироваться среди большого количества туристических компаний и баз отдыха, в регионе создаются интернет-сайты, которые представляют собой базы добропорядочных представителей туристического бизнеса.

Одним из таких сайтов является главный туристический портал Астраханской области Astrakhancity.com. Цель проекта заключается в создании полноценной базы законопослушных представителей туристического бизнеса, которые могут оказывать гостям области качественные услуги. Поэтому на Астраханском туристическом портале собраны только представители легального бизнеса, которые внесены в единый реестр туроператоров.

(Некоторые имена в статье по этическим соображениям были изменены).

Елизавета Колоколова, ast.mk.ru ("Московский Комсомолец в Астрахани")