Полного удовлетворения от какой-либо услуги быть не может. Мы всегда будем недовольны либо ценой, либо качеством. Сейчас нас не устраивает качество. Давайте повысим цену. Качество возрастёт. Но тогда мы будем недовольны ценой. Механика простая. И уж сколько лет прошло со времени «руханья» СССР, в котором эту механику отказывалось понимать поголовно всё население, а и до сих пор простые мысли эти для многих – откровение.

Определить степень «хорошести» (или «плохости») нашего трамвая можно только сравнив его с аналогом в другом городе.

Возможность такая мне представилась. Недавно побывал в Костроме. Есть с чем сравнивать. Есть пища для размышлений.

Состояние подвижного состава и пути нормальное. Частота проследования вагонов в среднем тоже. Скорость движения чуть ниже. Наполнение вагонов намного выше. На некоторых остановках в середине дня не все желающие уезжают в первом подошедшем вагоне. Причина: костромичи крайне неохотно пользуются маршрутками. Маршруток почти нет. Очень много льготников. При полных вагонах «обилечивается» процентов 15, остальные предъявляют всевозможнейшие удостоверения.

Что у нас?

Состояние подвижного состава и пути отвратительное. Вагоны ходят значительно реже, чем у нас. Скорость движения очень низкая. Оно и понятно: водитель едет едва, постоянно ожидая схода вагона с рельсов. Наполнение вагонов – как у нас. Имеют место быть забастовки водителей и кондукторов городского электротранспорта. Астраханцы предпочитают пользоваться маршрутками. На вопрос, как добраться туда-то, указывают маршрутки в первую очередь, трамвай - в последнюю. Вообще Астрахань производит впечатление бедного (в муниципальном смысле) города. Оценивая упомянутые показатели по пятибальной шкале, я ставлю костромскому - 4, а астраханскому - 3 с минусом.

Полагаю, что здесь есть заслуга городской администрации. Что хорошо, то хорошо. Спасибо.

Особо хочется остановиться на работе кондукторов. Здесь картинка иная.

Кострома

Поведение вагонных бригад там лучше всего характеризуется известным стихом: «… не поворотив головы кочан и чувств никаких не изведав…». Там все население флегматичное, заторможенное и кондукторы таковы. Но в принципе они добросовестны. У них никогда не было эпидемии ксерокопированных билетов. Рука кондуктора, принявшего оплату, никогда не замешкается с выдачей билета, в надежде, что пассажир билета не возьмёт. Они добросовестно ездят до положенного времени, не стараясь перед заездом в депо «срезать кривую», как наши «двойки». И, тем не менее, впечатление от них у меня очень плохое... В трамвае у окна оказалось свободное местечко. Оглядевшись и не найдя более достойной кандидатуры, я уселся, зажав в кулаке монетки для оплаты. Ехал я долго, и каждый раз при притискивании мимо кондукторши добросовестно протягивал руку, дабы обилетиться. Однако кондукторша, ничего не замечая, таранила толпу как плуг чернозем и быстро удалялась. По проезде двух третей пути моя рука всё же была замечена. Ситуация не казалась мне сулившей скандал. В Таганроге кондукторы всегда принимают оплату спокойно. А эта остановилась, уставилась на меня бессмысленными голубыми глазами и флегматично, растягивая слова, но довольно громко отчитала за долгую неоплату. Такого хамства мой южный темперамент выдержать не мог. Я протиснулся к сиденью у двери, где уселась кондукторша, со словами «возьми, ну тебя к свиням, и не в чём не нуждайся» высыпал ей в подол две жмени мелочи и выскочил из вагона. Позади меня по земле звенели монетки: кондукторша флегматично их выбрасывала.

Астрахань

У меня нет слов от восхищения. Я очень давно не встречал человека, который работая, не легко работая, был бы таким доброжелательным, весёлым, озорным и создавал бы у людей такое же настроение. Кондукторша трамвая, не молодая уж и не изящная татарка, порхала по вагону как балерина, сверкая добрейшей улыбкой.

- Мальчики, - обращается она к двум подросткам с ранцами на спине, - как я так рада, что вы вошли в вагон. Давайте приступим к оплате.

- Девочки, - помахав рукой и радостно улыбаясь двум девушкам в конце вагона, - я иду к вам, готовьтесь.

- А вот большой начальник вошёл, радость-то какая! - всем пассажирам, при виде бомжа с побитой мордой, вошедшего в вагон. - Большой начальник, - собственно бомжу, - ну не проходи мимо меня, дорогой...

Я поглядывал на пассажиров. Все если не улыбались, то уж не хмурились, и легко расставались с тремя рублями. «Эх, - подумал я, - собрать бы всех смазливых, надменных стюардесс Аэрофлота и его пеньков, да покатать в этом вагоне, чтобы поучились, как работать надо». Перед выходом из вагона я приобнял кондукторшу за плечи и потихоньку сказал ей: «Мне очень нравится, как Вы работаете. Спасибо». Я шёл по тротуару, а она махала мне рукой и улыбалась из окна вагона, стоявшего у красного светофора.

Да, это была лишь одна кондукторша, но стиль работы астраханских кондукторов ясен.

Опять таки, по пятибальной шкале работу вагонных бригад оцениваю так: Астрахань – 5 с плюсом (плюс за хорошую работу в тяжёлых, нищенских условиях), Кострома – 3.

Н.Васильев,

"Факт и компромат" № 47, 28.07.2004 г.