Некоторые явления астраханской жизни не поддаются какой-то особой классификации, про них не напишешь развёрнуто в виду их относительно небольшой значимости. Вместе с тем, они в той или иной степени затрагивают многих людей, а потому их всё же необходимо выносить на широкое обсуждение. 

Астраханцев приучают плохому с детства

Как известно, в Астрахани практически отсутствует такой институт человеческой деятельности, как уличный туалет. Кому-то нравится название уборная, но как не назови, институт от этого не появится. Днём эта проблема отчасти решается открытыми к доступу общественными зданиями, публичными местами, которые не предназначены для исполнения подобных функций, что, впрочем, не мешает человеку посетить какое-то государственное или частное учреждение не по прямой, так сказать, прерогативе. Вечером и ночью ситуация резко ухудшается, не каждому уважающему себя человеку сподручно посетить кафе только с одной целью, не оставляя в нём ни копейки, не делая заказа. Однако в совсем уж аховых ситуациях и кафе под рукой оказывается очень кстати. А что делать, когда в округе нет вообще ничего близко напоминающего уборной? 

Есть определённая категория мест, где туалетов нет в принципе и рядом их тоже не найти, опять же слово «рядом» не совсем подходит, если говорить о детских площадках – детям наше взрослое «рядом» предстаёт в виде гигантского расстояния и долгого времени, детям нужно здесь и сейчас. И вот уже заботливые родители, родственники ведут своё чадо… правильно, в кусты или до дерева. В результате все маленькие астраханцы растут с простой программой: кусты и деревья - есть естественные места для оправления нужд, посещать для этого уборную нет никакой необходимости. Вырастут из них слуги народа, так и им в голову не придёт позаботиться о городе, людях и установить туалеты максимально широко хоть за счёт средств бюджета, хоть с привлечением частных подвижников. Дело это выгодное, процветает во всех городах и только совсем уж в захолустье не найти синих кабинок. В Астрахани раздают гранты на установку спутниковых антенн частным шарашкам, но о туалетах ни-ни. 

Не обязательно юный астраханец вырастет в слугу народа, он может стать и монтажником слаботочных систем, и кем угодно. У слуги народа от кабинета до туалета три шага по коридору, а где у монтажника оное? Да везде, где есть кусты или деревья. Видимо, для этого их и пилят, чтобы не устраивали, понимаешь, непотребщину. Но кроме деревьев и кустов есть ещё и дома, подъезды, дворы. Пить у нас (как и курить) запрещено в общественных местах, но народ справляется. В упорных, порой героических боях с печенью побеждает человек, венец создания. Представьте себе фуру полную пивом, куда она денется после вскрытия всех бутылочек? Днём ещё куда ни шло, в жару многие предпочитают просто потеть, чем искать какие-то места, но когда наступают сумерки астраханцев начинает уже поёживать от холода, мерзлявый народ-то у нас. И всё, начинаются походы «до долу».

А всего-то нужно поставить у каждой детской площадки туалет. Через несколько лет дети вырастут принципиально иными людьми с правильной позицией в вопросе личной и общественной гигиены. Сколько ещё буровых платформ сойдёт с астраханских стапелей, пока они появятся, мне неизвестно. Думаю, что много.

Из велодорожек делают автопарковки

За короткий промежуток времени Астрахань заметно приросла велосипедной братией. Раньше их практически не было, теперь они практически везде и всюду. С появлением велосипедов появились и некоторые проблемы. В первую очередь процветает воровство железных коней. Не спасают ни тросики с замками, которыми хозяева напрасно стараются оградить себя от статуса обкраденных граждан, ни камеры видеонаблюдения – угоняют прямо из-под камер, не стесняясь оставить свои физиономии на память жигловошараповым. Замечу, что и последние не спят и проводят какую-никакую работу в этом направлении. 

Вот пример: ко мне прямо в центре города вечером подошли двое. Один был в форме, второй в штатском. Не представившись и не предъявив документов, запросто обратились ко мне, словно это мои друзья класса «на одном горшке сидели». Что-то пробормотали об увеличившемся количестве жалоб на украденные велосипеды, попросили посмотреть номер у моего. Я, конечно, разрешил. Буквально за день до того у приятеля срезали замок и утащили дорогой велосипед прямо в подъезде одной популярной и по местным меркам пафосной пивнушки в центре Астрахани. Дальше случилось нечто: быстро перевернув технику и поставив её на руль и седло, полицейские включили фонарик, посмотрели номер, сравнили с номерами украденных великов из своего блокнотика, совпадений, естественно, не нашли, сказали «всё хорошо» и… пулей растворились в темноте за кусты, за угол. Я был несколько озадачен. Перевернул велосипед сам, протёр тряпочкой седло и руль. Через неделю у меня его угнали. 

Но не о том речь, а о велосипедных дорожках. Очень приятно отношение к велосипедистам в последнее время. Одна велодорожка улучшает настроение тысяч людей, а десяткам тысяч напоминает о необходимости корректного к ним отношения. Но то ли водители ещё не привыкли, то ли ещё что, вот только велодорожка на той же набережной по вечерам, а иногда и днём загружена автомобилями. Некоторые умудряются ехать по ней и любимым дальним светом просто ослеплять всё вокруг и велосипедистов – прямо перед собой. Но отключение дальнего света и включение поворотников – отдельная горькая песня про нехороших людей. 

Однажды на трассе один лихач всё никак не мог угомониться и выключить дальний свет. Тогда водитель грузовика на секундочку щёлкнул по маленькой кнопочке и на его кабине на секундочку же вспыхнул прожектор, а лихач дал по тормозам так, что его юзом утащило на обочину. У велосипедистов таких прожекторов нет, как зачастую нет элементарных фонариков и габаритных огоньков – жалко астраханцам 400 рублей на обеспечение и себя, и окружающих безопасностью путём подсвечивания. 

И пока велодорожка забита легковушками, мимо спокойно себе проезжают экипажи дорожной полиции или стоят поодаль, ворон считают да спокойно проезжающих водителей останавливают, когда нарушителей стоит вагон с тележкой. 

К велодорожкам у нас пока привыкли только велосипедисты, а водители и гаишники меланхолично отмечают наличие жёлтых полос на дороге. Пора, пора уже начинать замечать, как и расширять эту инициативу на каждый район города.

Как Астрахань чуть Европой не стала. Или Америкой

Очень и очень стремительно поменялись в лучшую сторону в областном центре точки для сбора мусора, которые и помойками уже назвать тяжело. В некоторых местах происходит пограничное состояние между цивильной площадкой для мусора и помойкой. Всё дело в новых мусорных баках с крышками. Много нареканий вызывала (и у меня в том числе) работа мусорщиков; сейчас же очевиден прогресс в этом направлении городской жизни. Пока одни коммунальщики не успевают за увеличивающимся населением города, мусорщики не только идут в ногу со временем, но и стараются сделать город ещё чище и лучше. Конечно, как и везде, есть свои проблемные места, но связаны они в большей мере не только и не столько с неблагодарной работой убирающих за всеми людей, сколько с объективными обстоятельствами, точнее – с отношением к чужому труду и своему городу астраханцев, фирм, предприятий. 

На мусорных баках появились крышки. Как удобно: подошёл, приоткрыл крышку, бросил пакет с мусором, отпустил крышку, она сама и захлопнулось. Ни запаха, ни мусора кругом, ни птиц и животных, растаскивающих заразу и тот же мусор окрест. Но для такого в прямом смысле подхода к мусорному баку требуется воля и мужество – это ж надо целую руку вторую использовать, а не по привычке одной запросто швырнуть пакет в контейнер. Вероятно, астраханцы считают мусорные крышки грязными. Вероятно, астраханцы не задумываются о том, как они ходят по замусоленной, иссохшей жиже у помоек, а потом тащат всё это домой, на работу. Людям у нас не объяснили смысл крышек, вот они и открытые нараспашку стоят. 

Тысячи новых мусорных баков с новыми бесполезными крышками. Металла с крышек хватило бы на строительство корабля, но корабль не построили, старались рабочие на заводах, делали крышки, чтобы их привезли в Астрахань и они были вечно открытыми. Открытая крышка делает сам мусорный бак в поперечнике на треть толще, а значит, сможет надёжнее защитить от осколков в случае чего. Больше предназначения крышке в Астрахани нет и пока не будет. Пока – это до поры всеобщего озарения и понимания чистоты, принятия её. Чистота лучше грязи. Тяжело это осознавать, но это так. Раньше помои выливали просто из окон, из дворов прямо на улицы. Последние из могикан продолжают заниматься этой средневековой забавой, однако ж и они скоро исчезнут – варвары всегда проигрывают на фоне цивилизации, а в условиях сосуществования они просто вымирают физически. 

Раз за разом, шаг за шагом появятся те, кто будут открывать и закрывать крышки. Уменьшится количество бродячих собак, им попросту будет нечего жрать, ибо открыть баки они не смогут. На улицах станет чище, станет меньше болезней. На улицах станет приятнее, и не нужно будет ускорять шаг, минуя «стоянки» мусорных баков – воздух станет чище. Условия для этого созданы, не нужно кого-то просить, устраивать митинги, ругаться, плеваться, вспоминать, как было раньше, и так далее. Мне кажется, организаторы замены всего мусорного хозяйства нарочно не стали писать на крышках правила пользования этим сложнейшим научным прибором. А написали бы, может и глупо выглядело, может и обидно кому-то: что, мы идиоты, что ли, с крышками не разберёмся?! И поставили новые баки, и ждут, пока народ приучаться начнёт потихоньку. Примера вот только нет. Ролик бы что ли социальный сделали и крутили в магазинах. А то перед людьми неудобно. Они вроде как для всех нас и для себя, в том числе, старались, а мы пока никак. Может, попробуем?

Ильдар Каратагандаев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 32 (592), 22.08.2014 г.