Астраханский бизнес просит от государства пощады

Нельзя с предпринимателя, который, к примеру, зарабатывает 200 тысяч рублей в месяц, требовать 300 тысяч рублей в месяц. Это неминуемо приведет к тому, что такие как этот предприниматель, а их много, будут объединяться и защищаться от государственного рэкета. Это, если очень коротко, об отношениях между бизнесом и органами власти в Астраханской области сегодня. Чтобы не допустить критической отметки в этих отношениях, предприниматели составили обращение к губернатору Игорю Бабушкину и сейчас активно собирают под ним подписи своих коллег по бизнесу в нашем регионе.

Уважаемый Игорь Юрьевич!

Вынуждены повторно обратиться к Вам по вопросу налогообложения физических лиц, использующих свое имущество в предпринимательской деятельности и налога на имущество организаций. Прежде всего, хотим поблагодарить Вас за поддержку по снижению налогового бремени на территории Астраханской области, однако ряд проблем в данной сфере по-прежнему остаются не решенными и могут привести к крайне негативным последствиям для бизнеса, вплоть до закрытия либо банкротства и социальных возмущений.

1. Налоговые органы до настоящего времени не сформировали позицию относительно сниженного налога на имущество физических лиц, в частности, новые налоговые уведомления не получены, со стороны сотрудников ФНС звучат предложения по оплате ранее выставленной суммы с последующим перерасчетом в новом периоде в качестве переплаты, такое требование категорически не может быть принято предпринимательским сообществом, в связи с чем, просим поставить данный вопрос на личный контроль и не допустить излишние сборы.

2. Права юридических лиц, собственников недвижимого имущества, обязанных оплатить налог на имущество, явно ущемлены, ставка в 2 %, установленная Законом Астраханской области от 26 ноября 2009 г. №92/2009-ОЗ «О налоге на имущество организаций» ставит в неравное положение крупный бизнес и малые предприятия. При проведении общественных слушаний по проекту бюджета на периоды 2020-2022 г.г. в бюджете Астраханской области заложены практически одинаковые показатели по собираемости данного налога, а именно: в 2019 году – 6554,3 млн. рублей, в 2020 году – 7196,8 млн. рублей, таким образом, с учетом поднятия кадастровой стоимости объектов недвижимости и ставки в 2 %, введение льгот по данному виду налога никак не повлияет на величину сборов и не приведет к выпадающим доходам бюджета. Наши предложения были изложены в законодательной инициативе, направленной в Думу Астраханской области, в частности, просим обратить внимание на следующие предложения:

- необходимость снижения ставки налога для сельской местности с учетом масштабов их деятельности и невозможности сравнения оборотов с городскими организациями;

- введения льготного налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса, а также для микропредприятий, вошедших в соответствующий реестр ФНС;

- предоставления льгот для собственников памятников архитектуры, а также объектов медицинского и ветеринарного назначения. По данному вопросу мы получили отрицательное заключение Правительства Астраханской области, в то же время вышеназванные вопросы не обсуждались в органах законодательной и исполнительной власти области, а наша позиция по данному вопросу осталась не услышанной. Предлагаем Вам создать рабочую группу по анализу ситуации с налогом на имущество организации и, как и в случае с налогом на имущество физических лиц, рассмотреть вопрос снижения ставки и введения льгот. Готовы предоставить Вам экономические расчеты астраханских предприятий, которые показывают, что размер налога в следующем периоде возрастает, в среднем, от 2 до 15 раз. Отдельным вопросом является исключение ряда налогоплательщиков ЕНВД и УСН из льгот, в следствие чего, организации и предприниматели вынуждены в следующем налоговом периоде оплачивать не только замещающие и социальные налоги, но и налог на имущество, что существенно снижает их финансовое благосостояние.

3. Остается открытым вопрос по порядку формирования Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области списка для целей ст. 378.2 НК РФ и порядку вывода объектов недвижимости из данного списка. Ряд обращений об исключении помещений из указанного списка остался без рассмотрения, а полученные письма не являются для ФНС основанием для аннулирования расчета налога, т.к. требуется принятие правового акта Агентства, в содержании которого перечисляются исключенные объекты, формирование объектов для такого правового акта явно не завершиться до 02.12, в связи с чем, необходимо в отношении исключенных объектов принимать отдельные распоряжения, что входит в компетенцию Агентства.

4. Собственники недвижимого имущества категорически не согласны с сформированной БТИ области кадастровой стоимостью объектов недвижимого имущества, во многих случаях обращения граждан, предпринимателей и организаций по вопросам снижения стоимости также оставлены без рассмотрения, а снижение происходит на незначительные суммы, выездные комиссии по объектам не проводятся, что приводит к явному несоответствию состояния и целевого назначения объекта его установленной кадастровой стоимости, сотрудники БТИ просто не в состоянии физически обработать все обращения предпринимателей.

Хотим обратить Ваше внимание, что в своем выступлении на Совете законодателей Российской Федерации в 2018 году, а также в послании Федеральному Собранию, президент Российской Федерации В.В. Путин указал на необходимость уделять особое внимание порядку определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, недопущения ее превышения над рыночной, расчет должен быть справедливым. По итогам послания были даны поручения региональным органам законодательным и исполнительным органам, особенно по учету местных особенностей и условий, недопущению «надутой и неподъемной» стоимости, говорилось также и о возможных последствиях завышенной оценки – невозможности оплаты налога, а, именно такая ситуация складывается сейчас в среде малого и среднего бизнеса.

Просим Вас уделить особое внимание данному вопросу, оптимизировать работу по взаимодействию Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, БТИ и предпринимателей, дать поручение руководителем данных ведомств о необходимости отказа от формального подхода к определению стоимости объектов, организации выездов на места и сбору объективной информации по объектам. Расходы на независимую оценку, а также на судебные процессы для малого и среднего бизнеса становятся крайне большими, в некоторых случаях – непосильными, в связи с чем, необходимо принимать максимальные усилия для решения данных вопросов во внесудебном административном порядке.

5. На сайте Правительства Астраханской области указывается о созданном в регионе Совете по предпринимательству при Губернаторе, отметим, что, к большому сожалению, нам не только не известно о деятельности данного совещательного и экспертного органа, но и никто из подписавшихся под этим обращением, а также ряд других представителей малого и среднего бизнеса, не приглашался на его заседания и не входил в его состав, до настоящего времени в области в соответствии с законодательством не назначен уполномоченный по правам предпринимателей, призванный представлять наши интересы в органах власти, в связи с чем, просим Вас рассмотреть вопрос о включении в состав данного Совета представителей нашего сообщества и активизировать работу данного органа с целью изучения и решения реальных проблем бизнеса региона.

В завершении, хотели бы обратиться к Вам с просьбой об организации Вашей встречи с инициативной группой предпринимателей (до 5 человек), представляющей малый и средний бизнес региона, данная встреча необходима нам для обозначения текущих проблем бизнеса, в том числе по вопросам налогообложения, и обсуждения возможных путей их решения.