"Факт и компромат" неоднократно освещал проблемы молочного производства в Астрахани: подтолкнуло к этому, конечно, банкротство Володарского молокозавода – якобы успешного предприятия, которое было загублено одним-единственным человеком (его генеральным директором).

Но, судя по всему, на смену Нургалиеву спешит другой человек, вернее, целая группа людей с непонятными целями и замыслами. Но – обо всём по порядку.

Натуральное – значит дорогое

В основе молочного производства, как в любом бизнесе лежит экономика. Либо она положительная и ты развиваешься, либо отрицательная и через некоторое время ты – Есентай.

Самые ценные составляющие в молочной продукции – это молочный белок и молочный жир. К примеру, 1 кг молочного жира 99,9% стоит 300-360 руб.

Корова даёт молоко 3-5% жирности, и чтобы отсепарировать 1 кг молочного жира, необходимо обезжирить 20-25 литров молока. А что такое, например, сметана 20% жирности? Это когда в килограмме сметаны должно быть 200 гр. молочного жира. Экономику легко, что называется, прикинуть.

Натуральная молочная продукция в действительности очень дорогая, так как ГОСТ не допускает применение при производстве молочной продукции никаких немолочных компонентов.

Так, себестоимость настоящего творога не может быть ниже 120-140 руб. за кг (в зависимости от жирности), сливочное масло и сыр – ниже 200-230 руб./кг, сметана 15-20% жирности никак не обойдётся производителю ниже 100 руб. Их это цена без торговой наценки! Как известно, даже на рынках 200-граммовая баночка домашней сметаны будет стоить 100 руб.

Понятно, что по таким ценам действительно натуральную продукцию сможет покупать далеко не каждый астраханец. Оно и видно: действительно натуральная продукция реализуется под широко раскрученными брендами, в больших современных магазинах. Продаётся она только в мелкой фасовке, не килограммами, а граммами, по 200-250 грамм.

Так, цена на натуральный творог в супермаркетах с учётом торговых наценок доходит до 220-250 руб. за кг. (40-45 руб. за 200 гр.)

Таким образом, натуральная продукция направлена на эксклюзивного покупателя, но никак не на массового.

А в магазинах «Семейного капитала – Астрахань» цены на тот же творог и сметану куда ниже, в чём может убедиться каждый.

На сцену выходят изоляты

Так откуда взяться столь низкой цене для натуральных продуктов? «Семейные капиталисты» оттого и капиталисты, что ставят главной своей целью собственную прибыль и выгоду.

Чудес же на рынке, как известно, не бывает, так что один из вариантов – это использование молочных компонентов в производимой продукции на немолочные.

Это не новая технология, которая применяется уже лет десять. Молочный белок в молоке научились частично заменять растительными (изоляты соевого, горохового белка), стали применять вместо молочного, растительные жиры (заменители молочного жира на основе пальмового масла), ароматизаторы и т.п. Только эти технологии позволяют сегодня производить молочную продукцию в доступном для широких слоёв покупателей ценовом диапазоне и при этом что-то зарабатывать.

Данная продукция выпускается по т.н. техническим условиям (ТУ) и должна называться не «молоко», а «молочный напиток», не «творог, а «творожный продукт» и т.д.

Именно такая технология позволяет продавать молочную продукцию по цене, которую можно увидеть на прилавках расплодившихся магазинов «Семейный капитал – Астрахань».

Но в том-то и загвоздка, что продукция в этих лавках позиционируется как натуральная. А работать себе в убыток нельзя. И если сейчас производство компанией явно дотируется в репутационных целях, то долго продолжаться это не будет. Магазины начнут постепенно повышать цены. Но при повышении цены уйдёт основная масса покупателей, которых и так не особенно много. И производить продукцию в объёмах, в которых возможно функционирование предприятия, будет невозможно.

Сколько стоит «Семейный капитал»

Объёмы же должны быть приличными. По данным самих «семейных капиталистов», в нашем регионе ими было создано 50 рабочих мест: рабочие с зарплатой 15 тыс. руб./мес. и ИТР с окладом в два раза больше. Таким образом, только фонд оплаты труда с налогами у компании должен составлять большее 1,2 млн. руб. в месяц.

Энергообеспечение и производственные затраты составляют ещё порядка 0,8-1,0 млн. руб. в мес. При ~2 млн. руб. прямых ежемесячных затрат, «Семейному капиталу – Астрахань» необходимо с 30% доходов реализовать продукции каждый месяц на 8-9 млн. руб.

И это только чтобы сводить экономику предприятия «в ноль» - чтобы покрыть прямые затраты, ничего при этом не зарабатывая! А ведь «Семейному капиталу - Астрахань» надо будет еще оплачивать доходы по вкладам ассоциированному с данным ООО кредитным кооперативом – до 20% годовых! Как они будут делать – трудно представить…

Продать столько натуральной продукции по рыночной цене в розницу в Астраханской области можно совсем немного. Исходя из этого, существует лишь четыре пути для дальнейшей работы.

Это либо постоянно дотировать своё производство (что нереально), либо вывозить всю натуральную продукцию в регион с большей покупательской способностью, а именно в Москву.

Облминсельхоз или Хвост виляет собакой

Третий путь – это вписываться в ценовую конъюнктуру, начиная продавать молочные суррогаты под брендом натуральных молочных продуктов. А что, у Нургалиева это получалось годами, и всё потому, что «крышевал» тот же облминсельхоз, которому позарез нужна статистика. Ради неё они (собственно, как и многие другие министерства областного правительства) и работают, «осваивая» огромные бюджеты на свою «работу».

Облминсельхозу позарез нужно не только сохранение, но и увеличение цифр по производству и переработку молока в Астраханской области. Особенно сейчас, когда Володарский молокозавод приостановил свою деятельность.

Плюс «свои» люди во власти, в «Единой России» (всё через того же Сергея Саушина), в районе тоже всё «схвачено». Так что без лабораторных испытаний «капиталистов» разоблачить будет сложно. Тем более, пока что, на первом этапе, компания, основанная петербуржцем и руководимая блогером, будет держать марку и дотировать производство. В этом «Семейному капиталу» на руку наступившая весна: молока много и цена на него падает максимально. А вот со второй половины лета, когда надои упадут, как раз и могут начать «химичить».

Ведь молочное производство очень сильно зависит от сезонности. Весной, в лето, потребительский спрос на молочную продукцию традиционно резко падает, а надои молока резко вырастают. Молоко храниться не может, его нужно переработать в течение нескольких часов и успеть продать готовую продукцию в коротких сроках годности, либо… высушить. Иначе его сохранить нельзя.

У «семейных капиталистов» оборудования для сушки нет, ведь стоит оно дорого (около $1 млн), да и чтобы это оборудование загрузить, объём молока должен быть поистине огромным (на что неспособна, увы, вся наша область, не даём мы столько молока) – в противном случае оборудование будет нерентабельным.

Так что весной у «капиталистов» один – вывозить молоко на сушку в Волгоград. А уже осенью всё поменяется с точностью наоборот: потребительский спрос в зиму резко начнёт расти, а надои так же резко падать. В ход всегда и везде неизменно идут запасы сухого молока. Это практика, применяемая во всём мире, другого попросту не изобретено. Можно, конечно, переварить весной всё молоко на сгущёнку. Но зимой эти «натуральщики» будут вынуждены работать на сухом молоке, покупая его на рынке. Тут нет ничего недозволенного, даже ГОСТ допускает использование сухого молока в производстве. Но тогда нужно обязательно указывать на этикетке: изготовлено из сухого молока. Позиционируя продукцию как натуральную, «Семейный капитал – Астрахань» этого делать точно не станет.

Проект «Нургалиев-2»

Есть у компании Михаила Лачугина и Ко и ещё один путь. Он представляется наиболее логичным. Создатели «Семейного капитала – Астрахань» строят не бизнес в классическом его понимании, а механизм по освоению государственных субсидий.

Об этом говорит как состав учредителей ООО (в который входит супруга потомственного «газового генерала» Сергея Саушина), так и позицирование производимой продукции: акцент на его натуральность является обязательным условием при построении модели по освоению субсидий из бюджета.

Как известно, государственным субсидиям подлежат молочное животноводство, закуп молока у населения, его переработка, производства и продажа в школьные и дошкольные учреждения.

Таким образом, становится ясно, что в Красноярском районе создаётся проект «Нургалиев-2». Ведь субсидии в бюджете предусмотрены, а осваивать их после банкротства Володарского молокозавода некому.

Есентай Нургалив ведь тоже везде кричал про свою продукцию, будто она исключительно натуральная. И ему это не мешало перерабатывать ежемесячно по 60 тонн сухого молока самого низкого качества. Время от времени поставки сухого молока на молокозавод срывались и тогда нургалиевские посланцы скупали в Астрахани всё, что есть, даже сухую молочную сыворотку, в которой нет ни белком, ни углеводов (а при разведении водой становится синеватого цвета) - лишь бы производство у мошенника не встало, ведь плакали тогда субсидии!

Из такого сырья делал свою «натуральную» продукцию Володарский молокозавод. Когда власти осознали, насколько опасна его продукция для здоровья в том числе и маленьких потребителей, астраханские МУПы прекратили оплачивать поставки этого «удовольствия», а молочная кухня была закрыта – за одно это должны быть благодарны родители тысяч астраханских ребятишек, которых перестали кормить низкосортным пойлом.

В «Единой» упряжке

Но вернёмся к астраханскому «Семейному капиталу». Наблюдателям представляется наиболее вероятным следующий сценарий развития этой компании.

Создаётся предприятие с полным циклом (производство молока, его переработка и реализация), которое позиционирует себя производителем натуральной продукции и поставляет её на весь Красноярский район (все муниципальные предприятия, сады, школы и т.д.) – это легко сделать, соответствующим образом заинтересовав «кристально честного» главу района Нургали Байтемирова.

Затем компания становится поставщиком газпромовских предприятий (что легко осуществимо благодаря широким связям в этой отрасли у депутата облдумы Сергея Саушина). Туда будет поставляться «молочка» по действительно рыночным (высоким) ценам. Именно для этого и создаётся соответствующий имидж.

Продажи продукции в розницу через собственную сеть в таком случае приобретают лишь имиджевый смысл. Ведь, как писалось выше, объёмов продаж, достаточных для функционирования бизнеса в высоком ценовом диапазоне в Астрахани нет и быть не может – никак не построишь на этом экономику предприятия!

«Непременно всё будет офигенно!»

Далее уже совершенно неважно, может ли компания столько производить или нет, главное, что оно есть, главное – легитимность, имеющееся право производить.

Объёмы потребления (при схеме с Газпромом они будут огромны) молоко можно завозить и из других регионов, показывая при этом, естественно, что произведено оно на их производстве. Объём молока будет показываться, как произведенное или скупленное у населения. Государственные субсидии при этом будут осваиваться на весь объём продаж. Это, как понимает уважаемый читатель, очень приличные деньги.

Идеальная схема будет выглядеть так: «молочка» ввозится (при этом уже неважно, какого качества, ведь имидж – который «всё» - уже сформирован), она показывается как местное производство, субсидии весело осваиваются, государственная статистика производства и переработки молока растёт, все при деле, все, что называется, при орденах и бабках.

Всё хорошо, за исключением одного: компания это от общественности, по всей видимости, тщательно скрывает, считая всех за дураков и прикрываясь лозунгами о какой-то там миссии по возрождению молочного производства.

А на деле будет всё, как всегда: «распил», обман и надувательство.

Сценарий этот пессимистичный. Но есть и другая версия, что стоит за появлением в Астрахани «Семейного капитала», куда более сенсационная, чем все, перечисленные выше. О ней мы подробно расскажем в следующей публикации про корпорацию "Семейный капитал".

Виктор Зоркий,

"Факт и компромат" № 10, 15.03.2013 г.