В свете недавних событий, а именно усилившейся на словах борьбе с браконьерами, хочется высказать нестандартный взгляд на эту проблему. Не совпадающий, так сказать, с официальной хроникой. Ведь всегда полезно оторваться от шаблонов и взглянуть на вещи с другой стороны. В конечном итоге, крайности – верный путь к поиску золотой середины.

Итак, о чём с упорством через СМИ пытается донести до людей региональная власть? Нам говорят, что в сложившейся ситуации, то есть уменьшении с каждым годом количества рыбы в области, виноваты прежде всего браконьеры. Причём, что важно, браконьеры местные. То есть, простые сельчане, которые ловят рыбу сетями. И именно с ними в первую очередь призывают бороться.

Ещё говорят, что браконьерство было всегда – и в царские годы, и в советское время… И, вроде как, бороться с ним бесполезно. Но попробуем всё-таки взглянуть с другой стороны.

По поводу сельчан. Мне почему-то кажется, что именно их выбрали основной мишенью борьбы с браконьерством лишь по одной причине – с ними проще всего бороться. Им можно резать сетки, их можно спокойно ловить, так как они особо и не прячутся, и что главное – не отстреливаются. В общем, самое то для показательных акций. Но фактически-то основной урон рыбе наносят не они. Даже если абстрагироваться от экологических проблем. По сути, до наших браконьеров рыба уже практически не доходит, её вылавливают хорошо оснащённые рыбаки одной из соседних республик. Те самые, лодки которых по мощности двигателей и вооружению напоминают скорее ракетные катера. Но что примечательно, этим рыбакам никто сетки не режет.

Способ борьбы с такими браконьерами есть только один. И его уже продолжительное время использует Иран, с которым мы сотрудничаем-сотрудничаем, а главных положительных моментов перенять не можем. В Иране не пытаются догнать моторные лодки браконьеров, чтобы их поймать и осудить. Ведь, как все прекрасно понимают, это мало того, что бесполезно – это даже вредно. Бесполезно – потому как, пока идёт погоня, браконьеры успевают от улик избавиться. А вредно тем, что из-за всего этого люди подставлены под пули. В Иране всего лишь запрещено выходить в открытое море обычным судам. Там имеют право находиться лишь те, кто получил на это разрешение. Остальные просто топят. Без суда и следствия. Для этого не надо никаких красивых сцен с погонями, мощных двигателей на лодках и умения их водить. Всё-таки современное развитие вооружения позволяет без проблем затопить лодку с большого расстояния.

В итоге: чёрную икру сейчас в мире в основном закупают именно в Иране. А нам лишь остаётся жить прошлым, вспоминая о счастливых тех годах, когда осетров выкидывали, достав из них икру.

Кстати, о выкинутых осетрах. Это как раз уже по теме браконьерства в советские годы.

Как вообще можно сравнивать браконьерство тогда и сейчас? Да, тогда оно было. Но это, повторюсь, были те годы, когда и промышленные рыбаки выкидывали огромное количество осетров, так как просто не успевали их перерабатывать. И ещё неизвестно, что наносило больше вреда – незаконные сети или наша экономическая система, из-за которой были нормой такие большие потери.

Нельзя не принимать во внимание тот факт, что прибыль от браконьерства сейчас и тогда несравнима. То, что сейчас приносит кому-то огромные доходы, раньше было лишь дополнительным заработком.

Ну и, наконец, главное. Разбираясь с проблемой браконьерства, почему-то упускают из вида самый важный вопрос. Что именно заставляет людей ставить сети? Ведь это не такое уж простое занятие. Это не в офисе где-нибудь сидеть и строчить осуждающие браконьерство письма. Это на природе, в любую погоду, каждый день… В общем, ещё неизвестно, с учётом уменьшающегося с каждым годом улова, оправдывает ли цель средства.

Но факт в том, что люди просто вынуждены этим заниматься. Я сейчас опять не о тех, кто занимается браконьерством профессионально, закупая на сверхприбыли уже упомянутые выше крутые моторные лодки и оружие, а о простых сельчанах.

Ведь где можно сейчас работать на селе? Да нигде. От основной части предприятий давно уже остались одни лишь стены корпусов, а те, что работают, либо совсем не радуют зарплатой, которая затраченному труду совсем не соответствует, либо вообще предпочитают использовать дешёвую рабочую силу в лице гастарбайтеров. И резание сетей никак не решает этих проблем.

Тут даже задумываться начинаешь, что лучше – когда люди хоть за счёт браконьерства, но кормятся или, когда вообще жить не на что. Предоставить какие-то другие источники заработка государство, как видно, не в состоянии, оно может только запрещать.

Так что не так всё и просто в этой, казалось бы, однозначной проблеме. Я не призываю прямо завтра идти и легализовывать лов рыбы любыми доступными способами, но задуматься всё-таки стоит. О том, что решать надо в первую очередь не следствие, а причину.

Вадим Окороков,

"Факт и компромат" № 28, 10.09.10.