Что скрывает Волга: затонувшие суда интересуют экологов и «черных» археологов
В акватории Волги  в пределах нашей области находится  несколько десятков затопленных крупных объектов. Часть из них представляет экологическую опасность, поскольку во время затопления баки с горючим были не слиты, а металл подвергся сильной коррозии.


Чьи артефакты?

Подводные охотники, бороздящие волжские глубины, отмечают, что с каждым годом погружения становятся все более опасными.  Волга загрязняется все интенсивнее, а очистку дна от промышленного мусора никто не производит. Большая вода вымыла затопленные  корабли и баржи ближе к поверхности, и большинство из них уже стали объектом внимания охотников за сокровищами.

Затопленное судно на дне Волги


Раньше дайверы Волгу обследовали со спортивного самолета, а теперь у них на службе квадрокоптер. Работа в воздухе и под водой показала: только  в акватории Волгоградского водохранилища близ Ерзовки покоится около двадцати затонувших крупных объектов, большая часть из которых – времен войны. Именно так был обнаружен и бронекатер, который в ноябре достали со дна реки.

В ходе погружений была найдена затонувшая баржа. Ученым предстоит выяснить ее причастность к сражениям и установить время гибели. Итогом следующих экспедиций могут стать еще более ценные находки. Не исключено, что среди них окажется и пассажирский пароход «Иосиф Сталин», расстрелянный в ночь с 26 на 27 августа 1942 года с берега прорвавшимися к Волге немецкими частями.  

Однажды мы нашли военный корабль близ Светлого Яра. А все находки по закону должны сдавать государству, поэтому ничего не тронули, – рассказывает дайвер со стажем Константин Редькин. – А пока узнавали, как можно легально извлечь на поверхность, находки разворовали. Правда, часть экспонатов удалось передать в музей-панораму «Сталинградская битва», где потом была организована большая выставка. Через год снова нырнули к кораблю, но даже гильз от патронов не обнаружили. Я тогда сильно расстроился, ведь сюда можно было водить экскурсии для дайверов.

Кстати, ныряльщики приносят большую пользу. Например, сотрудники федерального центра «Лидер» не раз приезжали в Волгоград для экстренной ликвидации авиабомб, обнаруженных на дне. Так, в октябре 2008 года специалисты на дне реки в акватории Тракторозаводского района уничтожили немецкую авиабомбу SD весом 1800 килограммов, а до этого там же минерами были уничтожены 100-килограммовая немецкая авиабомба и три минометных снаряда, которые  находились на глубине всего семи метров.  

Из своих находок дайверы мечтают создать музей


Дайверы нередко подвергают свою жизнь опасности, и не только из-за бомб и снарядов. Немалую угрозу ныряльщикам на Волге несут обрывки сетей и снасти браконьеров – так называемые «порядки». Фрагмент каждого «порядка» представляет собой жуткое зрелище – мощная проволочная тетива, от которой отходят веревочные шнуры с заточенными крючками, за которые цепляются осетры и белуги. От Волгограда до Астрахани такие ловушки калечат дайверов, были и случаи гибели.


Паразиты на дне Волги

Сколько затопленных барж, техники, военных танков и оружия скрыто под толщей волжской воды, доподлинно не знает никто. До настоящего времени их не считали. Но то, что они представляют угрозу для подводной флоры и фауны, сомневаться не приходиться. И вместо того, чтобы ржаветь на дне, этот металл вполне бы мог пойти в дело. Но подъем на поверхность слишком дорого стоит. Все, что можно, «черные» археологи извлекают по частям, но, как правило, они плохо представляют, что за объект лежит на дне и насколько он опасен.

Влияние на экологию реки есть, бесспорно, особенно если судно затонуло с остатками топлива, масел. Даже если там все закрыто герметично, то проходит 15–20 лет, металл гниет, содержимое начинает просачиваться, и в результате – нефтяное загрязнение, – сообщил директор межрегионального  экологического центра «Дронт» Асхат  Каюмов.

В ноябре затонувший во время войны бронекатер подняли из воды


По сведениям природоохранной прокуратуры, в  числе затопленных  есть и паромы, и поливочные платформы, и остатки теплоходов, и «нефтянки», и брандвахты, и «рыбницы».  Официально обнаруженные затопленные объекты числятся в списках Нижне-Волжского бассейнового управления. В последней строке таблицы пометка – собственник. Почти везде стоит прочерк. По словам замруководителя ведомства Александра Ракова, определить, кто хозяин подводного металлолома, очень сложно. А добровольно никто не признается, ведь именно собственник обязан поднимать затонувшие баржи, что не каждому по карману.   

Когда у судна есть собственник, проблем не возникает. В исковом порядке заставляем поднимать. Но если собственника нет, то суда являются бесхозяйными, – сообщили в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.

Проблема поиска собственников поднималась неоднократно. Экологи на федеральном уровне настаивают на  установке специального порядка утилизации затонувших плавсредств. На сегодняшний день в России этот процесс не урегулирован: не определены ответственные исполнители и источники финансирования таких работ.  Впрочем, затопленные объекты, представляющие экологическую опасность, все же извлекаются на поверхность по требованию природоохранной прокуратуры. По закону это обязанность муниципальной власти. Так, по решению суда со дна были подняты теплоход, баржа «Румынка» и дебаркадер, которые находились в затоне у Краснослободска. Объекты отправили на утилизацию.



Надежда Магнитская.
Фото: ИД «Волгоградская правда» /архив. Также снимки предоставлены Константином Редькиным. 
vpravda.ru