Дело было хоть и не вечером, но делать было нечего, вот я и решил, коротая свободный часок, зайти в дом-музей Тетюшинова, который, приобретя отреставрированный вид, не так давно с помпой открыл свои двери на улице Коммунистическая. Интересно же своими глазами посмотреть на то, во что было вложено 70 с лишним миллионов бюджетных рублей! Стоял этот дом в центре города много лет, и никому до него дела не было, а тут на тебе – отгрохали, отремонтировали за народный счёт. Надо посмотреть! Это, можно сказать, долг каждого астраханца – думал я, направляясь с деревянному коттеджу за небольшим заборчиком.

…А пока шёл, вспомнилось мне, как в прошлом году один мой приятель позвонил мне поздно вечером и говорит: «У стен дома Тетюшинова, прямо под его окнами ходят какие-то приезжие то ли с Кавказа, то ли из Средней Азии. Очень подозрительно себя ведут!».

Приятель советовался, стоит ли ему звать милицию. Я отговорил, и правильно сделал – позже выяснилось, что это были… рабочие, которые и ремонтировали на деньги налогоплательщиков русский купеческий дом.

И что мне об этом тогда вспомнилось? Не знаю. Но роскоши, самой настоящей роскоши, которой должен обладать объект стоимостью, повторюсь, почти 80 млн рублей – вот этой самой роскоши, мягко скажем, не ощущается.

Уж не знаю, 80 миллионов потрачено, или 8. По мне, так определённо не 80. Под лестницей, ведущей на крыльцо главного входа, свалено какое-то барахло. Находясь во дворе и на крыльце дома Тетюшинова, я испытывал ощущение, будто буквально на всём здесь старались сэкономить. И не просто сэкономить, а сэкономить побольше. Хорошо ещё, если просто сэкономить, а не, предположим, распилить.

Во дворе любоваться нечем. В глаза бросается лишь урна для мусора и полное отсутствие…. Времени разглядывать окрестности двора и крыльцо особо не было. Не было и желания, да и есть ли там что разглядывать? Открываю дверь и попадаю в, скажем так, прихожую. В этом тесноватом помещении стульев или хотя бы табуреточки для посетителей здесь предусмотрено не было (чтобы не засиживались!). В прихожей мило расположились трое: охранник и пара дам за прилавком в окружении картиночек и шкафа.

Они стояли за импровизированным прилавком и приветствия от них я не услышал. Поняв, что своим появлением явно помешал неторопливой дружелюбной беседе этой троицы, я стал осматривать нехитрый товар, разложенный перед женщинами на прилавке. Товаров было совсем немного, эдакий стандартный набор сувенирной городской лавки: альбом об Астрахани, пара-тройка изделий из кожи рыб, открытки-значки да какие-то, как это не удивительно, обереги. Ещё был потрепанного вида фотоальбом, в котором была представлена фотохроника дома Тетюшинова и ещё какая-то такая же милая чепуха.

Беседовали в основном двое: одна из дам — миловидная девушка и ещё юный охранник, терявший при непринуждённом разговоре с, по всей видимости, очень милой его сердцу девушкой всю свою напускную серьёзность.

Не решившись более нарушать такую идиллию, я решил тактично поинтересоваться о наличии и стоимости экскурсии по дому-музею. Оказалось, что никаких экскурсий в данный момент нет, зато можно, заплатив сто рублей, посмотреть целых две комнаты первого этажа. Заплатил. Снять верхнюю одежду (а была зима) мне тоже никто не предложил.

Комнат из прихожей две, слева и справа. Поворачиваю налево, открываю дверки, привезённые явно откуда-то с Кировского рынка, оказываюсь в тоже маленьком и крайне невыразительном помещении. Материал, который использовался в косметическом ремонте комнатки, не выдерживает никакой критики. На потолке вдоль стен какие-то пластиковые реечки приколочены, так кое-где они даже отвалились! На самих стенах – какие-то самодеятельные поделки. У стен за стеклом, словно какие-то реликвии, такие же грошовые вещицы... И — всё! Опять же нет даже и намёка на какие-нибудь скамеечки или стульчики для дорогих гостей тетюшиновского дома, решивших дать отдых своим ногам. Кстати, отсутствие в таком дорогостоящем культурном объекте элементарных удобств для посетителей, таких, как туалет и гардероб — это просто позор!

Во второй комнате, что справа, хоть сколько-нибудь заметной мебели и вещей тоже практически не было, зато было много маленьких ребятишек, которые уселись кружком за столом и делали какие-то сувенирчики под наблюдением каких-то воспитателей. Детишки внимания на меня обращать не стали и хотя им было очень интересно, мне смотреть и там было не на что.

За что заплатил сто рублей, я так и не понял. Кстати, передав их девушке с оберегами, никакого чека или иного документа, подтверждающего факт приёма от меня средств, я не получил. Интересно, как производится учёт и расходование средств, получаемых от продажи недешёвых билетов в дом Тетюшинова, и производится ли такой учёт вообще?

Всеволод Маразотти,

"Факт и компромат" № 10, 08.04.11.