Жители Астрахани каждый месяц исправно платят квартплату, которая составляет в средней семье 400-500 рублей. Деньги далеко не мелкие, особенно, если учесть, что мы живём в стране, в которой повышение зарплаты бюджетникам или пенсии на 200 рублей сопровождается всплеском пропаганды и, соответственно, рассказами о светлом будущем. Но далеко не каждый житель города в курсе, из чего именно складывается квартплата. Вот о самых, на мой взгляд, интересных положениях этой самой квартплаты я и расскажу в этой статье.

Как многие догадываются, управляющие компании зачастую не выполняют свои задачи. Но какие именно документы регламентируют обязанности управляющих компаний, входящие в оплату жилья, знают не все. Так вот, основным документом, описывающим, что именно управляющая компания должна делать и в каких количествах, является Решение № 155 “О плате за содержание и ремонт жилого помещения” от 23 июня 2005 г. Также важной является таблица-приложение “Перечень работ по содержанию и ремонту жилого помещения”, в которой подробно расписано, из чего составляется квартплата, то есть – сколько копеек с каждого квадратного метра, на какие работы уходит.

Первым, на что стоит обратить внимание, является пункт 7.1 приложения №2 “Перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, оплачиваемых за счёт платы за содержание и ремонт жилого помещения” к решению №155. Пункт гласит, что, кроме всего прочего, в плату входит смена перегоревших электролампочек в количестве трёх штук в год. Глядя на повсеместно тёмные подъезды, как-то сразу возникают мысли, где все эти электролампочки. По логике вещей в каком-то месте сейчас за долгие годы скопился целый склад электролампочек, если в одном только нашем подъезде с 2004 года (до этого я жил в другом месте) все электролампочки менялись средствами самих жильцов, а в других, думаю, ситуация не сильно отличается.

Следующий интересный пункт – п.8, расписывающий уборку территорий и уход за зелёными насаждениями, точнее, его подпункты. Например, подпункт 8.2 гласит, что очистка от снега и льда тротуаров, мостовых и дорожек производится 1 раз в сутки, посыпка их песком - 2 раза в сутки во время гололеда. Согласно п.8.3., цитата: “Очистка территории, водосточных труб, крышек люков пожарных колодцев от наледи и льда - 7 раз в сутки во время гололеда.” Прошедшая зима показала, что это требование, кажется, вообще никто не учитывает – в моём дворе ото льда никто за всю зиму так ничего не очистил, а песком тротуары посыпали только через сутки-полторы, что явно противоречит описанной двухразовой посыпке. Жители других дворов по всему городу столкнулись с теми же самыми проблемами – скользили, падали, квартплата за что-то уходила – а гололёд оставался на том же самом месте.

Также, в подпункте 8.6 сказано, что “уход за зелеными насаждениями (окапывание, побелка) - согласно графику”. Окапывают ли у нас сотрудники управляющих компаний зелёные насаждения – это вообще загадка. Мне почему-то кажется, что всё это происходит во время субботников силами самих жильцов. Если это действительно так – картина вообще интересная – мало того на субботнике работа бесплатная, так ещё и сам за неё платишь. По закону Тома Сойера она, видимо, должна превратиться в развлечение. Жаль только, он там не учёл, что плата за свою собственную работу может браться и без желания работающего. В том числе, и за описанную в п. 8.5 поливку газонов из шланга 2 раза в сутки. Тут, кстати, даже не имеет значения, присутствует ли вообще газон – раздела на “дома с газонами” и “без” ни в одной таблице не присутствует.

Наверное, читателю ещё более интересно будет узнать, сколько именно каждый житель платит за столь качественные услуги. Так вот, в увиденной в одной из управляющих компаний таблице “ Перечень работ по содержанию и ремонту жилого помещения ”, в графе “Уборка мест придомовой территории, уход за зелёными насаждениями” значится: в среднем по городу 0,99, а в благоустроенном жилом фонде до 6 этажей – 1,04 рублей за квадратный метр. То есть, если взять среднюю квартиру, для удобства подсчёта в 50 квадратных метров, то каждый месяц выходит около 50 рублей. Конечно, сумма не такая уж большая – но вот, если её не заплатить, это послужит поводом для множества проблем. Например, при подобном долге провести многие операции с недвижимостью будет невозможно. То есть, в управляющих компаниях никто не считает, что сумма эта такая маленькая. Да и не в сумме дело, а в состоянии тех мест, где нам приходится жить. Обидно платить деньги за то, что находится в таком состоянии.

С прошедшей зимой связан ещё один факт – снег с крыш практически никто не убирал, в результате чего пройти по улицам и не быть залитым капающей с крыш водой было невозможно. Не говоря уже об опасно нависающих сосульках. А, между прочим, в стоимость кровельных работ (28 копеек/квадратный метр в среднем по городу), согласно п. 1.2, входит удаление снега и наледи с кровли. У нас же – всё как всегда – за что платим деньги - непонятно.

Также в обслуживание мусоропроводов (п.9), за которое жители многоэтажных домов платят 37 копеек с каждого квадратного метра, входит дезинфекция мусоропроводов каждый месяц и их профилактический осмотр 2 раза в месяц. Ни того, ни другого я ни разу не наблюдал, может быть в каком-то образцовом доме данный факт и присутствует – но в основном этого не производится. По крайней мере, с указанной периодичностью.

Перед началом отопительного сезона должна проводиться периодическая проверка дымоходов и вентиляционных каналов, также периодически должны проводиться услуги по проверке сопротивления защитного, заземляющего устройства и изоляции электросетей и электрооборудования (п. 10.4 и 10.5 соответственно). Тут, правда, сумма составляет по 2-3 копейки с квадрата, но опять же – раз уж сумма такая смешная, ну и убрали бы её вообще из перечня. Так нет ведь – присутствует. А с целого района суммы хватило бы на что-нибудь нужное – например, фонарь лишний повесить.

Кстати, о фонарях. За освещение мест общего пользования с жителей города в среднем берут 11 копеек с квадратного метра. Какое у нас во дворах освещение – каждый знает не понаслышке. Но, тем не менее, та темнота, что присутствует на улице, далеко не бесплатная. Остаётся, видимо, только ей наслаждаться, а что делать…

Ещё хочу добавить, что, согласно тем же документам, в стоимость техобслуживания и ремонта систем отопления, водоснабжения и водоотведения входит то, что текущий ремонт всех указанных систем производится ежегодно в размере 15% от общего наличия трубопроводов и оборудования. Аналогично и с электропроводкой. Так что, когда после звонка в управляющую компанию по поводу текучего крана вам будут, как обычно несколько дней тянуть с приходом слесаря, можете напомнить им пункты 5.5 для горячего водоснабжения и отопления, 6.2 для водоснабжения и водоотведения и 7.2 для электрооборудования и спросить, где эти самые отремонтированные 15%, когда такая мелочь превращается в целую проблему. Заодно и напомните, что согласно п.6.1, в их обязанности входят “устранение незначительных неисправностей в системах водоснабжения и водоотведения (смена прокладок в водопроводных кранах, уплотнение сгонов, устранение засоров, регулировка смывных бачков, крепление санитарно-технических приборов, прочистка сифонов), укрепление трубопроводов”. Думается, после этого вас станут обслуживать вне очереди. Кстати, оплата техобслуживания систем горячей воды и отопления составляет 66, водоснабжения и водоотведения - 51, энергоснабжения – 56 копеек за квадратный метр в среднем по городу.

Вот и думай после этого – если вычесть всё, что управляющая компания не делает – то, что же останется? А также остаётся главный вопрос статьи: куда уходят деньги, если не на то, что должно осуществляться по документации? И как добиться, если не скидок, то хотя бы проведения работ? У нас, тем временем, любят говорить, что народ в Астрахани не тот, потому и состояние такое. А, может, и правда, не надо бороться за чистоту улиц, а просто их убирать? Хотя бы в пределах, описанных соответствующей документацией.

Вадим Окороков

"Факт и компромат" №8 от 18.03.09.