Кристине - 6 лет. Она - круглая сирота. Впрочем, одна родная душа после смерти матери была - сестра-близнец, но ее, более здоровую, взяли в приемную семью. И Кристинка осталась одна в Разночиновском специализированном интернате.

Почему разлучили близнецов - сейчас уже значения не имеет. Как теперь и не важно, что в свое время обеих девочек хотела удочерить американская семья. Но астраханские чиновники решили: здесь будет лучше...

Кристинка стала быстро терять зрение, ей поставили кучу нехороших диагнозов, включая ДЦП, который, как сейчас выясняется, под вопросом. Из-за того, что девочка ничего не видела, она начала бояться пространства. И перестала ходить. Раз так - ее, в целом небезнадежного ребенка, перевели в палату, где находились самые тяжелые дети. В других отделениях просто не нашлось места.

И вдруг - повезло! Волонтеры сообщества "Невидимые дети" настояли на том, чтобы привезти ее и трех детей из детского дома на консультацию и лечение в Московский НИИ педиатрии и детской хирургии.

Рассказывает волонтер Ольга Канивец: "Кристине сделали операцию на глаза, прогноз не очень обнадеживающий, но эстетических проблем и болевого синдрома теперь нет, девочка ходит, правда, пока с посторонней помощью, и даже стала петь! Врачи говорят: для того чтобы побыстрее поправиться, надо кушать домашнюю пищу. Но кто ей будет готовить?"

Кристине некуда возвращаться. В детском доме для умственно отсталых ей не место. К сожалению, наша система устроена таким образом, что если ребенок признан необучаемым, с ним никто не будет заниматься. И снять это тяжкое клеймо очень трудно. В детском доме нет ни психологов, ни дефектологов, ни массажистов, ни, естественно, учителей. Воспитатели работают только с ходячими и частично обучаемыми. Вакансии специалистов есть, как и средства, чтобы приглашать их к детям "со стороны". Вся беда в том, что до детского дома, который находится всего в 50 километрах от Астрахани, нет ни нормальной дороги, ни моста через Волгу. Вот никто и не едет в Разночиновку работать. Надо бы перевести интернат поближе к городу или сделать дорогу, но областным чиновникам не до того. А в интернате, между прочим, 200 детских душ...

В Москве много-много лет с "безнадежными" детьми работает профессор Елена Стребелева, так вот она уверена: "Чем раньше начинать заниматься с такими детьми, тем лучших результатов можно добиться. Среди умственно отсталых детей встречаются очень способные. Эти дети небезнадежны!"

Ирина Ивойлова, "Российская газета" - Федеральный выпуск №4856 от 26 февраля 2009 г.