Вокруг ЕИРЦ начали сгущаться тучи. Поставщики коммунальных услуг выступают против работы с расчетным центром, созданным три года назад для упрощения взаимодействия между абонентами и поставщиками. Уже сегодня некоторые ресурсоснабжающие организации настроены столь решительно, что готовят техническую базу, чтобы отказаться от агентского обслуживания ЕИРЦ и работать с абонентами напрямую.

Сейчас проблемы, связанные с работой Единого информационно-расчетного центра, обсуждаются на кухнях и в очередях, а также на всех уровнях власти. Буквально на днях состоялся ряд совещаний с руководством ресурсоснабжающих организаций, где городские власти попытались урегулировать отношения между ЕИРЦ, поставщиками услуг и населением. При районных администрациях даже созданы специальные рабочие группы для оперативного выявления и решения проблем с оплатой коммунальных услуг. Сейчас поставщики в голос говорят о неудобстве работы с такой платежной структурой, как ЕИРЦ.

Причина недовольства обусловлена неразберихой в платежах абонентов, утратой информации по абонентам, непрозрачностью работы центра в целом, в результате чего между поставщиком и посредником оказываются «скрытые» миллионы.

Напомним, что Единый информационно-расчетный центр был создан в мае 2006 года. Идея заключалась в том, чтобы создать действенный инструмент в управлении коммунальным хозяйством города и организовать удобные для населения пункты «одного окна» для внесения коммунальных платежей. Но сейчас поставщики говорят о том, что вместо того чтобы создавать прозрачную и оперативную систему оплаты, ЕИРЦ становится только лишним звеном в цепи «поставщик — потребитель».

«У нас есть основания не доверять в полном объеме информации, представляемой ЕИРЦ по долгам населения как в общем, так и по конкретным лицевым счетам по причине некорректного ведения начислений и платежей абонента, — пояснил заместитель генерального директора МУП г.

Астрахани «Астрводоканал» по реализации услуг Михаил Масленников. — Это приводит к сложности, а зачастую и невозможности осуществления претензионных действий в отношении должников. Кроме того, данные по задолженности населения, представляемые расчетным центром, как правило, не соотносятся с данными, указанными в актах сверки, подписанных сторонами. Сейчас согласно актам сверки существует невыверенная задолженность абонентов в размере 5 млн руб., не говоря уже о том, что ЕИРЦ своевременно не исполняет условий заключенного с МУП «Астрводоканал» агентского соглашения в части предоставления информации по ежесуточной оплате в разрезе каждого абонента, в связи с чем мы не имеем возможности самостоятельно анализировать информацию по начислениям, оплате, а также по количеству абонентов».

Недовольны и в МУП города Астрахани «Коммунэнерго». «Информация, которую представляет ЕИРЦ, непрозрачна и зачастую недостоверна, — рассказала заместитель директора по сбыту МУП «Астраханькоммунэнерго» Наталья Паршина. — Регулярно возникают ситуации с задержкой проведения платежей — у нас абонент числится в должниках, а по квитанциям ЕИРЦ у него все оплачено. По всем этим моментам мы направляем в ЕИРЦ претензии, на что нам присылают «отписки». А ведь за обслуживание берется процент, который не заложен в тариф, то есть, мы не только получаем неразбериху, но и платим за нее. Если говорить без обиняков, нам было намного удобней работать с абонентами напрямую».

Само руководство ЕИРЦ с претензиями не согласно, а причину неразберихи объясняет человеческим фактором, который следует рассматривать как рабочий момент. «В процессе совместной работы между нашими предприятиями возникают рабочие вопросы, которые решаются в установленном в договорах порядке, — апеллирует генеральный директор ООО «ЕИРЦ г. Астрахани» Юлия Яковлева. — Эти вопросы возникают по различным основаниям, в том числе и в связи с изменениями в законодательстве, влияющими на расчет и начисление размера платы за услуги. А по вопросу своевременности перечисления денежных средств мы считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что принимаемые денежные средства перечисляются в соответствии с условиями договоров».

Аргументы госпожи Яковлевой поставщиков не устраивают. По информации «Горожанина», некоторые из компаний, поставляющих коммунальные услуги, в настоящее время всерьез рассматривают вариант возвращения к прежней системе работы с потребителями — напрямую без агентского обслуживания ЕИРЦ — и уже готовят для этого техническую базу. «Горожанин» будет следить за развитием ситуации.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ВЫ РАБОТОЙ ЕИРЦ ДОВОЛЬНЫ?

Татьяна МАНСУРОВА, служащая:

— Сейчас услугами ЕИРЦ мы почти не пользуемся, потому что многие платежи не доходили до ресурсоснабжающих организаций, из-за чего образовалась задолженность. В связи с этим мы частично вновь перешли на оплату по абонентским книжкам. С тех пор, как стали платить напрямую, перестали возникать вопросы по оплате.

Надежда ЗУГОЛЬНИКОВА, служащая:

— Я работой ЕИРЦ не очень довольна — приходится часто обращаться за перерасчетом, долго стоять в очередях, к тому же сотрудники грубо разговаривают с клиентами. Лично у меня нет возможности ежемесячно обращаться к ним, чтобы выверять платежи, поэтому все разбирательства откладываются до отпуска. Буквально неделю назад моей подруге неправильно перекинули со счета на счет две тысячи, из-за чего она до сих пор обивает пороги этого центра, чтобы доказать свою правоту.

Вера МУРАХМЕДОВА, экономист:

— Мы работой ЕИРЦ не довольны, всегда приходится держать ухо востро — сидеть с калькулятором и контролировать все начисления. За последние три года мне приходилось разбираться с ними не единожды. Я сталкивалась с тем, что дважды выставляли счет за одну и ту же услугу. Я считаю, что это просто перекачка денег в карман.

Валентина ГУДРЕНКО, бухгалтер:

— Сейчас мы все оплачиваем через банкомат напрямую, потому что пришли к выводу, что цифры, которые выставляет нам ЕИРЦ, не являются правильными. Суммы в квитанциях ЕИРЦ и, например, водоканала, как правило, разнятся. После одного из таких конфликтов я от услуг этой организации отказалась.

Тамара ЧЕРВОВА, домохозяйка:

— Честно говоря, ЕИРЦ у меня доверия не вызывает. Недавно мне прислали квитанцию с долгом. Почему? Неизвестно. Придется опять идти к ним со всеми квитанциями и выяснять, где ошибка. Первое время мне казалось, что платить по одной квитанции намного удобней, но, как показала практика, это удобство лишь на поверхности.

Екатерина СОЛОМАТИНА,

"Горожанин" № 46, 03.11.10.