Стал считать, сколько в Астрахани и в районах было судостроительных и судоремонтных предприятий,  и сбился со счёта. Так их было много. Я окончил Астраханское ремесленное училище № 2, которое считалось базовым для завода «Рыбсудомотор». Название завода говорит само за себя. Мой друг Степан Воронов окончил ремесленное училище № 14. Оно находилось по соседству с нашим училищем и готовило кадры для судоремзавода имени Карла Маркса.

Нужно сказать, что в те далёкие времена практически каждое предприятие имело свои базовые училища. Они-то и обеспечивали эти предприятия слесарями, токарями, сварщиками, судовыми механиками и мотористами.

В годы перестройки и в первые после перестроечные годы предприятиям не до ремесленных училищ стало. Им бы самим продержаться на плаву. Многие из них не продержались: обанкротились, разорились. Кадровые рабочие увольнялись. Уходили в другие отрасли. Даже на тех заводах, где еле-еле теплилась жизнь, хороших специалистов днём с огнём было не найти. Дошло до того, что рабочих стали зазывать со стороны. Много приезжало помогать из Украины, с аналогичных предприятий. Слава Богу, эта чёрная полоса в промышленном секторе региона закончилась. Судостроительно-судоремонтная отрасль встаёт на ноги. И уже стала давать более 20 процентов объёмов промышленного производства. Стабилизировался кадровый состав. И сейчас здесь трудятся около шести тысяч специалистов разного профиля. К сожалению, рабочие кадры готовятся в основном непосредственно на предприятиях. Той строгой системы профессионального образования, какая была прежде, уже нет. Я что-то не вспомню, есть ли сейчас в Астраханской области средние профессиональные учебные заведения, в которых готовят рабочие кадры специально для судостроения и судоремонта. И не удивительно, что всё её испытывается здесь их нехватка.

Астраханская область в последнее время становится своеобразным промышленным центром экономического развития судостроения на Каспии. С чётом расположения производственных мощностей, их технического потенциала создан судостроительный кластер, целью которого должно стать наращивание объёмов производства, сокращения затрат, повышение конкурентной способности предприятий. Создание судостроительно-судоремонтного кластера позволит наращивать не только объёмы выпуска профильной продукции, но и продукции сопутствующих отраслей.

Уже известно, что на протяжении двух последних лет центром кластерного развития судостроительной отрасли велась интенсивная, целенаправленная работа по укреплению существующих связей внутри самого кластера. Было проведено несколько стратегических встреч, важнейшей из которых стала сессия под рабочим названием «Кластерное развитие Астраханской области: итоги, тренды, перспективы». Мероприятие собрало представителей федеральных министерств, деловых кругов, руководителей судостроительных предприятий.  Приглашены были в качестве экспертов менеджеры сервисных компаний из Голландии, Норвегии, Франции, Японии и некоторых других стран.

Кроме этого только в последнее время состоялось несколько выездных мероприятий по представлению потенциала Астраханской области за рубежом.

Федеральный центр развитию Астраханской области уделяет большое значение в связи с тем, что она является своеобразным форпостом России на Каспийском море. К примеру, вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин дважды за последние два года побывал у нас с официальным визитом: в апреле 2013 и в сентябре 2014 года. И в обоих случаях речь шла о развитии судостроения. Кстати, не только гражданского, но и военного. Являясь председателем Военно-промышленной комиссии, Дмитрий Рогозин не мог не затронуть эту тему.

Визит 2013 года ознаменовался созданием Южного центра судостроения и судоремонта с центром в Астрахани, в связи с чем перед нашими корабелами открываются новые перспективы. В частности, создание особой экономической зоны. Для этого необходимо вместо мелких акционеров и так называемого долевого участия создать единую вертикаль управления отраслью. Государство должно иметь не менее 50 процентов акций, чтобы управлять и контролировать экономическими вопросами, заявил Рогозин. Тогда объединённая судостроительная корпорация, которая сейчас создана, будет работать более эффективно. А речь как раз шла о ней.

В сентябре текущего года Дмитрий Рогозин провёл два совещания. На одном из них снова обсуждались возможности сотрудничества объединённой судостроительной корпорации и других местных предприятий судостроения в реализации нефтегазовых проектов на Каспийском море. Речь, в частности, шла об использовании кранового и иного оборудования, которое производится на астраханских заводах. Только за прошлый год объём промышленного производства, которое производится астраханскими судостроителями, вырос более чем на 144 процента. Это стало возможным благодаря проектам компании «Лукойл». Есть, естественно, определённая доля в этом и Объединённой судостроительной корпорации. Оборудование, которое она поставляет, составляет 30 процентов от общего объёма производства. В связи с тем, что часть нефтегазового оборудования поставлялась из-за рубежа и поставки прекратятся, придётся эту проблему решать совместно всем прикаспийским странам. В общих интересах. Об этом говорилось на астраханском саммите, который проходил 29 октября.

Астраханская область и судостроение всегда были неразрывно связаны. Хочется верить, что твёрдая поступь последних лет в вопросах дальнейшего развития этой отрасли будет продолжаться. И свидетельство этому – новые заказы на строительство судов различного назначения. В том числе и для нефтегазового комплекса.

Борис Волжский, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 43 (603), 7.11.2014 г.