Коррупция - бич современной России. Борьба с этой «чумой двадцать первого века» - важнейшая задача государства и общества. Именно это зло, жесткой удавкой висящее на шее российской экономики, по мнению известных аналитиков, мешает ее переходу на инновационные рельсы развития.

Ни для кого не секрет, что среди органов государственной власти, пораженных этим злом, таможенная система занимает не последнее место. Она является своеобразным мостиком, связующим интересы молодого российского бизнеса и государства, чью экономическую безопасность она призвана защищать. Прошло уже почти три года, как руководителем Астраханской таможни был назначен Валерий Анатольевич Толоков, переведенный к нам из Дальневосточного региона. Сегодня мы подведем некоторые итоги его деятельности на новом поприще.

Толоков прибыл в Астраханскую область летом две тысячи шестого года, когда в правоохранительных органах страны пронеслась волна громких разоблачений, более известная, как кампания по выявлению «оборотней в погонах». Именно тогда в оборот вошло меткое выражение о том, что некоторые таможенные органы сплелись в «экономическом экстазе» с коммерческими компаниями, деятельность которых они призваны контролировать. И не случайно новым руководителем астраханских таможенников модная антикоррупционная риторика была принята на вооружение. Он часто называет себя «чистильщиком», обозначая свою миссию по зачистке таможни от коррупционной скверны. Ступив на астраханскую землю, он твердо заявил о намерении повести решительную борьбу со всем негативом, накопившимся во внешнеэкономической сфере Нижнего Поволжья.

Первый удар в наступательной кампании был нанесен по предприятиям судостроительной отрасли. Эта, едва поднявшаяся с колен после кошмара девяностых годов, сфера региональной экономики была подвергнута многочисленным проверкам со стороны обновленного аппарата таможни. Одно за другим отзывались разрешения на переработку товаров, что приводило к срыву контрактных обязательств астраханских корабелов. Руководству судостроительных предприятий при поддержке губернатора и областного правительства стоило немалых усилий, чтобы привлечь иностранные заказы, убедив западных партнеров в своей технологической и организационной состоятельности, выстоять в жесткой конкурентной борьбе, чтобы впоследствии получить удар в спину от своих соотечественников из таможни. В результате их неадекватных действий многие иностранные заказы, как воздух необходимые нашим верфям, перешли в руки их зарубежных конкурентов.

После зачистки судостроительной отрасли, настала очередь судоходных компаний и портовой инфраструктуры. Осенью 2006 года таможенниками было поставлено на якорь множество иностранных судов, работающих в Волго-Каспийском бассейне. К судовладельцам были предъявлены слабомотивированные финансовые претензии, основанные на спорных положениях таможенного законодательства. По сути, эти мероприятия сделали экономически неэффективным пребывание зафрахтованных судов на Каспии. Все претензии таможни впоследствии были признаны арбитражным судом незаконными, но за то протяженное время, пока вершилось правосудие, многие судовладельцы успели перевести свои корабли на другие судоходные пути, пролегающие вдали от Каспийских берегов с их вечно штормящей таможней.

Негативные последствия ухода множества судов с такой значимой транспортной артерии не замедлили сказаться. Сегодня на Каспии остро ощущается нехватка танкеров. Снижение интенсивности судоходства, следствием которого стало затоваривание портовых складов, и существенный рост ставок фрахта серьезно ударили по интересам трейдеров и стали одним из маховиков раскручивания инфляции, с которой так отчаянно борется правительство страны.

Не лучшие времена настали и для владельцев портовых участков. Непомерные претензии к оборудованию зон таможенного контроля, двойные стандарты, лоббирование отдельных структур стали обычным делом. При этом такие «мелочи», как простой судов, необоснованное отвлечение оборотных средств, убытки портов, вызванные неадекватными действиями таможни, ее руководитель во внимание не принимает. Не ослабевают его попытки добраться и до важнейшего звена международного транспортного коридора «Север-Юг» - порта Оля, которые пока безуспешны.

Опробовав силы на середнячках астраханского бизнеса, наш герой замахнулся на флагмана региональной экономики - предприятие «Газпром добыча Астрахань». Стабильно работающий не одно десятилетие газовый гигант не понравился своими экспортными ценами на один из побочных продуктов производства - серу, которые «чистильщику» показались неоправданно низкими. Желая вернуть в государственную казну упущенные потери, он дал распоряжение проводить таможенные ревизии, исход которых был заранее определен - неминуемые корректировки экспортной стоимости и доначисление таможенных пошлин. Но одного желания явно недостаточно. Выводы таможенных ревизий не были подкреплены правовыми аргументами и как карточный домик рассыпались в Арбитражном суде. Но настойчивому борцу с коррупцией судебные решения нипочем. Он инициирует проведение все новых и новых ревизий, наращивая ком отрицательных судебных решений. Последствия такого упрямства дорого обходятся государственному бюджету, потери которого из-за необходимости уплаты государственных пошлин, возмещения вреда, судебных издержек, будут исчисляться миллионами рублей.

Но хватка «чистильщика» не ослабевает - неуступчивому предприятию был нанесен ответный удар - таможня отказалась приобретать у «Газпрома» топливо для собственных нужд. Как и все бюджетные учреждения, она обязана приобретать топливо на конкурсной основе, а предприятие «Газпром добыча Астрахань», как крупнейший в области производитель нефтепродуктов представило лучшую по сравнению с конкурентами конкурсную заявку. Тем не менее, Толоковым была дана установка любыми способами не допустить победы «Газпрома» в конкурсе, который решили признать несостоявшимся.

Примечательно, что интересы самого предприятия имеющего развитую сеть сбыта и солидную клиентскую базу никак не пострадали. А вот таможня на протяжении пяти месяцев 2008 года вынуждена решать свои оперативные задачи без надлежащего транспортного обеспечения, в то время как бюджетные средства, специально выделенные государством на эти цели, лежат мертвым грузом. Кроме того, приобретая за наличный расчет топливо, стоимость которого явно выше цен конкурсных заявок, таможня допускает неэффективное расходование бюджетных средств. А это предмет уже не для журналистского, а для прокурорского расследования.

Но наиболее ощутимый удар «чистильщик» нанес по возглавляемому им коллективу. Проведенная под тем же флагом борьбы с коррупцией масштабная кадровая чистка привела к отставкам лучших представителей офицерского корпуса, безупречно выполнявших свой долг перед отечеством. За полтора года только из числа руководящего состава таможни вынуждены были уйти 19 сотрудников. Кадровые новации не обошли ни одно подразделение таможни. Был выброшен на свалку богатейший человеческий потенциал, основанный на сплаве знаний и опыта, приобретенных за долгие годы службы. Ранее он работал на пользу государства, а теперь приносит прибыль коммерческим структурам, чьи ряды пополнили лучшие представители таможни, не пришедшиеся ко двору новому начальнику.

На подготовку квалифицированного таможенного служащего государство расходует немалые средства, а когда тот переходит в бизнес-структуры, последние совершенно бесплатно получают в свой штат ценного специалиста, знающего все тонкости таможенного дела. За такую заботу о развитии околотаможенной сферы Толокову еще скажут отдельное спасибо, жаль только происходит это за счет разбазаривания таможенных кадров. Уже сейчас плодами его «кадровой революции» являются слабая компетентность и инертность аппарата таможни. Это подтверждается возросшим количеством и характером актов прокурорского реагирования. Сегодня таможня сдала многие позиции в оперативной, фискальной и правоохранительной деятельности, прогресс наблюдается лишь в количестве служебных проверок и дисциплинарных взысканий.

Кадровые реформы не излечили истинных болезней. Число деяний коррупционной направленности со стороны сотрудников таможни возросло. В 2007 году десять из них было привлечено к уголовной ответственности, что на 40 % выше, чем в предшествующем году. Кто на практике сталкивался с работой таможни, хорошо знает, что целый ряд таможенных операций сопровождается незаконными поборами. Всё - от приема деклараций до места в очереди и написания «правильного» акта досмотра стоит денег. Но

«чистильщик» этих проблем, похоже, замечать не хочет. В этой ситуации его антикоррупционное сознание остается невозмутимым.

Прекрасно, когда имидж борца с коррупцией подкреплен не только решительными делами, но и безупречным моральным обликом. Однако некоторые малоизвестные факты служебной деятельности нашего героя говорят о другом.

Криминальный шлейф тянется за Толоковым со времен его работы на Камчатке. Не без его участия там применялись незаконные схемы ухода от таможенного оформления и платежей рыболовецкого флота, о чем широко писала в то время местная печать.

Но и вдали от Камчатских берегов дела «чистильщика» оказались не столь чисты.

В ноябре 2006 года в адрес Астраханской таможни с заявлением о включении в Реестр владельцев складов временного хранения обратилось ООО «Центральный грузовой порт». Согласно требованиям таможенного законодательства одним из условий включения в такой реестр является владение помещениями или открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве таких складов. На момент обращения у заявителя отсутствовали правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором предполагалось размещение склада временного хранения. Более того, у Толокова была информация о том, что государственная регистрация прав на участок приостановлена ввиду спорных правоотношений его прежних владельцев.

При таких обстоятельствах таможня была обязана категорически запретить деятельность склада временного хранения. Зная принципиальность ее руководителя и его нетерпимость к недостаткам в деятельности других владельцев портов, следовало ожидать решительного отказа, но 8 декабря 2006 года В. А. Толоков подписал свидетельство о включении ООО ПКФ «Центральный грузовой порт» в реестр владельцев складов временного хранения.

Другая загадочная история произошла в июле 2007 года, когда у судостроительного завода «Красные Баррикады» истек предельный срок нахождения товаров в режиме переработки. По закону, в этом случае продукты переработки должны подлежать вывозу с территории России или помещению под иной таможенный режим. В последнем варианте сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате, составила бы порядка семидесяти пяти миллионов рублей. Но околотаможенные экспериментаторы придумали эффектный способ изъятия из бюджета столь значительной суммы. Для этого продукты переработки будто бы поместили на таможенный склад, а через некоторое время также виртуально завершили этот режим и вновь возобновили переработку вопреки установленным срокам и норм.

«Чистильщик» лично подписывал все необходимые документы, на основании которых, наверное, нечаянно был «обчищен» бюджет государства. Для полноты картины предприятие было освобождено от необходимости внесения денежного залога на десятки миллионов рублей, - такое указание похоже на превышение служебных полномочий.

А гражданская жизнь тем временем продолжалась. В городе строились новые объекты. Астрахань заметно преображалась. Построил себе дом на берегу реки и наш герой, предусмотрительно оформив его на одного из родственников.

Вообще — скромность в быту не самая характерная черта нашего героя. Чего только стоит история с его служебными квартирами.

После назначения на должность начальника Астраханской таможни семье Толокова, состоящей из четырех человек была предоставлена служебная квартира общей площадью 75 квадратных метров. Вполне нормальные условия для чиновника, чьим культом являются скромность и думы о людях. Однако, почувствовав вкус власти, Толоков инициирует приобретение для себя новых хоромов - двухуровневой элитной квартиры, площадь которой превышает сто метров. Чиновничий каприз был щедро оплачен из бюджета, за счет рядовых налогоплательщиков, многие из которых и угла своего не имеют. Кроме того, в указанную квартиру за счет средств таможни были приобретены система для очистки воды, бытовая техника, домашняя утварь.

Не будем наивными людьми. Маска борца с коррупцией и имидж чистильщика необходимы лишь для отвлечения внимания и прикрытия истинных грехов, творящихся сегодня в таможне. Такую же тактику используют трамвайные воры, которые для заметания следов громче всех кричат «держи вора!».

Жаль, что иногда столь важные дела как защита экономических интересов страны и борьба с коррупцией попадают в руки оборотней.

Б. Леонтьев,

"Факт и компромат" №30, октябрь 2009 г.