Игорь Николаевич Беляков, пиар-технолог из Астрахани, создатель телепрограммы "Клёвое место", бывший руководитель пресс-службы губернатора Астраханской области А.П. Гужвина. 


- Игорь Николаевич, что, по вашему мнению, из себя сегодня представляет местный рынок коммерческой и политической рекламы?

- Есть понятие Астраханского рынка коммерческой рекламы. Сразу нужно отбросить рекламу, которая размещается здесь столичными всевозможными структурами. Наружная реклама разрабатывается не в Астрахани, здесь она только вывешивается. Львиная доля телевизионной рекламы изготавливается и разрабатывается тоже не в Астрахани, здесь она только размещается. Это нельзя называть местным рынком коммерческой рекламы. Он, безусловно, находится в более лучшем состоянии, чем в 1990 году, есть большее количество рекламодателей, которые представляют себе для чего вообще нужна реклама. Но он находится в худшем состоянии, чем в 1998 году. Тогда астраханской рекламы было больше. Под рекламой я подразумеваю не простое размещение, а именно её производство, разработку.

Произошло вытеснение мощными столичными или импортными структурами наших местных товаропроизводителей, рекламодателей. Соответственно у астраханских производителей рекламы отсутствуют заказчики. Это происходит не только в рекламе, это происходит во всех сферах деятельности. Москва накладывает лапу на всё.

У нас есть предприятие «Астраханский деликатес». Оно сильно рекламируется? Нет, потому что у Султанова денег нет на рекламу. Он берёт только качеством и удобной схемой продажи своей продукции. Из местных рекламодателей у нас только всеми любимый и всем известный Френкель, АЛВиЗ.

Понятие «Рекламное агентство» у нас несколько извращено. Предприятие по производству наружной рекламы трудно назвать рекламным агентством. Это предприятие, которое изготавливает вывески, световые короба.

Что касается политической рекламы. Любой рынок создаётся людьми. Я рад тому, что появились люди из молодёжи, которые наполнили новым содержанием местный рынок политической рекламы. Появились новые одаренные люди, как Николай Сандаков, Алексей Бондаренко.

- Как известно, выборы в региональные парламенты теперь будут проходить по партийным спискам. Ваше отношение к этому нововведению?

- Отношение очень плохое. Во-первых, нас, пиарщиков, лишают куска чёрного хлеба с водой. А во-вторых, «Единая Россия» в очередной раз одержит победу. В данном случае мы стали ограничены в возможности выбора.

- Какими, на ваш взгляд, будут выборы в областную думу в следующем году: более напряженные, чем предыдущие, более ответственные?

- Да, действительно будут напряжёнными, и результат будет неожиданный. Кстати, очень интересная вещь, наши официальные политики считают, что они контролируют общественное мнение. На самом деле это не так. Астраханские политики общественное мнение в нашем регионе не контролируют. Результаты состоявшихся довыборов это показали. По Харабалинскому району итоги выборов были бы другими, если бы власть их полностью контролировала. Выборы в областную думу в 2006 году подтвердят мои доводы.

- Последние события в Астрахани у всех на устах - убийства астраханских адвокатов, бизнесменов, серия подозрительных поджогов и многое другое... Как для себя вы объясняете столь обострившуюся криминогенную ситуацию в городе?

- Всё объясняется тем, что сменилась областная и городская власть. На более низших ступенях происходит тоже смена власти.

- Ваши творческие проекты - фестиваль "Вобла", телепередача "Клевое место" и другие - известны всем астраханцам и не только. Расскажите о других ваших планах в ближайшей перспективе?

- Вообще о планах рассказывать глупо. У нас на каждые десять Астраханцев как минимум сотня интересных проектов. И хорошо если бы на каждые десять Астраханцев хотя бы полпроекта сбывалось. У нас все идейные, все с творческими планами. В планах отметить десятилетие фестиваля «Вобла», который будет через два года. Отмечу, фестиваль проведу и больше заниматься им не буду.

- А Ваша идея по открытию рыбацкого клуба?

- Это не моя идея. Рыболовные клубы существуют в огромном количестве и в России, и за границей. В нашем городе этих рыболовных клубов будет от пяти до пятнадцати. Рыболовный клуб создаётся по интересам. Компания выезжает на рыбалку ловить рыбу – это уже своего рода клуб. Другое дело, что рыбаки начнут делиться по интересам. Кто-то любит ловить Сазана, они себя назовут «Сазанятниками» и т.д. Идея с такими клубами на поверхности.

- Многим известно о вашем серьезном увлечении рыбалкой. Поделитесь последними рыбацкими байками или рассказами?

- А каким байками делиться? У нас главная байка – это платная рыбалка!

- Какое ваше отношение к этому?

- Вообще идея правильная. Как это будет реально воплощаться, посмотрим. Вся Астраханская область будет поделена на три зоны: зона общего пользования, спортивно-любительского рыболовства и зона покоя, где ловить запрещено. В зонах покоя никто не имеет права ловить, в зонах общих будут ловить все, а в зоне спортивно-любительского рыболовства можно будет ловить только по путёвочкам. На область выделяется квота. Эта квота, исходя из научных соображений, распределяется между районами. И предположим в Камызякском районе квота 10 тонн рыбы, а в Икрянинском 5 тонн. Предположим, выловили в Икрянинском районе к середине года 5 тонн рыбы, квота закрыта. Я из города могу конечно и в Камызякский район съездить, а вот житель Икрянинского района будет в Камызяк рыбачить ездить? Что им запретят вообще ловить? Или местный житель пойдёт на базу отдыха приобретать фиш-карту, чтобы половить рыбку в тех местах, где он вырос?

То, что рыбалка должна быть платной – это совершенно точно. То, что деньги нужно собирать и направлять их на воспроизводство рыбных запасов – совершенно правильно, иначе скоро ловить просто нечего будет. Рыбалка – это наше хобби и мы должны думать, чтобы рыба бала всегда.

- Вы занимаетесь творчеством для себя (сочиняете стихи, готовите мемуары и пр.)?

- Стихи я уже не сочиняю давно. Суженье муз не терпит суеты. Вокруг суета, поэтому видимо не сочиняется. Мемуары я не готовлю, хотя заголовок для книги придумал: «как я дурачил земляков» и эпиграф «Слушайте меня бандерлоги». 

- В вашу бытность сотрудника областного радио многие помнят ваше столь непривычное тогда обращение к радиослушателям: "Дорогие земляки!". Как вы считаете, современному астраханскому радио, да и вообще медиа также, как и раньше, не хватает душевности? Или еще чего-то?

- Да, меня даже раньше дразнили: «Земляк!». А сейчас все обращаются, нормально, уже не блатное выражение.

А душевности средствам массовой информации всегда не хватало и хватать не будет. СМИ – это не стихи и даже не проза, это прежде всего информация. У нас чересчур было много душевности. Вместо того, чтобы излагать фактами, излагать суть того, что происходит, у нас всё о душе. Если требуется душевность, то лучше стихи почитать или кино посмотреть.

Из радио уходит нормальный русский язык. Основная часть наших астраханских ди-джеев с трудом разговаривает на русском языке.

Астраханским газетам не хватает прежде всего денег. У нас газеты со смешными тиражами. Цвет появился только недавно. Из-за того, что нет денег, не хватает людей. Нормальным людям необходимо нормально платить. Наши газеты платить не в состоянии.

На телевидении зачем-то убрали Геннадия Петрова, а вместо него посадили какого-то женственно подобного молодого юношу. Чем Петров не устраивал? Он хоть по-русски правильно говорил, а этот с дефектами в речи. Это театр абсурда.  

- Вы лично знакомы с многими представителями политического истеблишмента нашего региона, многие из которых являются таковыми долгие годы. Вы знаете, секрет политического долгожительства?

- Рождение политика – это рождение его имиджа. Появился какой-то имидж, народ полюбил этот имидж. Вот Шеин – борец за народные права. Виноградов – политик, философ, отстранённый, очень умный, дальновидный. Самое главное, когда народ тебя полюбил в том виде, в котором ты предстал, не отступай от этого имиджа, потому что новый имидж народ может не полюбить. В этом секрет политического долгожительства. Если вспомнить конец 80-х годов, когда Олег Шеин на митингах выступал, как он был борцом за народные права, он в таком же ключе и работает. Да, он стал депутатом ГосДумы, он на федеральном уровне раскручивается, но работает в том же имидже. Владислав Виноградов – абсолютно такой же имидж, как был раньше. Сан Саныч Жилкин – у него сейчас как раз интересный момент. Для меня Сан Саныч, образно если говорить, кожаная тужурка и маузер. Его всегда бросали на заваленные участки. У него образ комиссара. В кожаной тужурке и с маузером сложно быть губернатором, поэтому у него сейчас не простой такой момент.

В 1996 году во время предвыборной кампании Гужвина, когда до выборов оставалось два месяца, из Красноярска приехали имиджмейкеры. Они говорят надо бы нам выстраивать имидж Анатолия Петровича. То есть Анатолий Петрович, который с 1987 года в астраханской политике, ему в 1996 году задумали выстроить имидж.

- За последнее время вид Астрахани немного облагородился. Каким вы видите будущее нашего города, к примеру, через пять лет?

- Загородить Братский садик забором – это не значит облагородить вид Астрахани. Перенести торгашеские палатки с улиц Кирова и Халтурина к Кремлю – это не значит облагородить вид Астрахани. Вид Астрахани облагораживается каждую весну за счёт зелёной листвы и иногда сухих тротуаров.

Я предлагал гениальнейший проект по поводу решения наших бед. Запустить крокодилов в наши каналы. Во-первых, экзотика, туризм можно развить. Во-вторых, чистые каналы. В-третьих, крокодилами можно торговать. В-четвёртых, решается проблема с бомжами и бродячими собаками. Но никто не поддержал.

- Ваши пожелания нашей газете и читателям.

- Самое главное не зажраться и не испохабиться. Это пожелание вообще ко всем творческим людям Астраханского края. Самое страшное для любого творческого человека – зажраться.