Как далеко пойдут приезжие агитаторы против мемориального комплекса Ивану Грозному в Астрахани?

Продолжают поступать разрозненные сведения о том, что иногородние противники установки в Астрахани памятника царю - объединителю Ивану IV (Грозному), теперь переводят свою деятельность в новую фазу, закулисно пытаясь играть на религиозных чувствах других мусульман, в частности проживающих в Астрахани общин кавказских народов.

Вероятно, поняв что их первоначальные доводы о «геноциде» Иваном IV татар и вообще «всех мусульман», разбились об историческую правду о вхождении Астраханского ханства в состав Русского царства, прилюдно озвученную астраханскими учёными-историками на прошедшем 27 февраля 2020 года Круглом столе, посвящённом актуальным вопросам истории народов России в контексте современных этнополитических процессов, настойчивые гости из другого региона решили усилить дистанционное влияние на ситуацию в Астрахани.

Такую настойчивость можно объяснить либо намеренным и целенаправленным перевиранием истории России в интересах политически ангажированных протурецких групп, либо избыточным доверием, что маловероятно, к советским учебникам истории. Но тогда, эти люди должны отдавать себе отчёт в том, что попытки выставить первого русского царя как некоего кровожадного ненавистника и уничтожителя других народов, могут самих очернителей представить как невежд. И вот почему:

Прежде чем пробовать заигрывать с религиозными чувствами людей других национальностей в своих интересах, нашим уважаемым средневолжским гостям следовало бы знать, что на фоне того, что творили в средние и более ранние века на Кавказе их татаро-монгольские и турецкие друзья, политика русских царей Ивана III и Ивана IV в отношении горцев того же Дагестана и Кабарды, выглядит несравнимо более уважительной и человечной.

Вот как охарактеризовал те времена профессор, доктор исторических наук, М-С. К. Умаханов в своей работе «Дагестано-русские отношения в средневековый период XV – XVIII в.в.»:

«В трудах таких выдающихся дагестанских историков, как Р.М. Магомедов, Х.-М.О. Хашаев, С.Ш. Гаджиева, В.Г. Гаджиев, а также в коллективных изданиях «История Дагестана», прослеживается неразрывный и взаимовыгодный характер русско-дагестанских отношений, хотя и имели место между обоими партнерами и очень серьезные столкновения с тяжёлыми потерями с обеих сторон.

Народы Дагестана, особенно в средневековый период, убеждались, что тесные связи с Россией и, следовательно, её политическое покровительство в известной мере гарантировали им безопасность, служили сдерживающим фактором от вторжений иранских сефевидских шахов и крымско-турецких войск в XV-XVIII вв.».

Тесные, взаимовыгодные связи горцев с русскими начались в 1465 году не с вторжений и завоеваний, а с работы дипломатов, когда сначала к великому князю Московскому и государю всея Руси Ивану III прибыло посольство ширваншаха Фаруха Яссара I (правившего территорией от Дербента на севере до дельты реки Кура на юге), а в 1466 году, с ответным визитом прибыл русский посол Василий Папин. Признанный историк и археограф Белокуров С.А. так описал этот эпизод в 715-страничном первом выпуске фундаментальной работы об отношениях России и Кавказа за период 1578 — 1613 г.г., опубликованном в 1889 г.:

«...Так из летописи мы узнаём, что в 1466 г. был в Москве у великого князя Иоанна Васильевича посол из Закавказья от владетеля Шамахи Ширван-шаха Ферух-Есара, именем Асан-Бег, который вызвал в Шамаху наше посольство Василия Папина с товарищами. Мы знаем об этих посольствах только то, что государь Московский и Ширван-шах Шамахинский обменялись подарками: но о чём шла речь с послами, равно как был ли это первый обмен послов и подарков мы не знаем». 

 

 

В дальнейшем, примерно так же строились отношения с феодальным государственным образованием Тарковское шамхальство, включавшим в себя территории современного Дагестана и прилегающих областей, со столицей в древнем городе Тарки. В определённый период, оно включало подвассальные территории от Каспийского моря до современной Кабардино-Балкарии.

В 1556 (по некоторым данным в 1555) году, мирное посольство шамхала прибыло в Москву для вручения Ивану IV просьбы о принятии в русское подданство. В числе богатых подарков, посольство шамхала привезло с собой невиданного для Москвы, живого слона. В Переписной книге Посольского приказа №1 от 1614 года, мы находим подтверждение и этому историческому факту дружественных контактов русского царя с кавказскими правителями:

«...Л. 189. Столпик 75-го году, ветх, приезд к ц. и в. к. Ив. Вас. в Р. от Шевкала князя Тарковского посла Секит-Имилдеша, как привели ко государю слона; а положен тот столпик в том же ящике» (на современном языке это означает: Лист 189. Стопка листов за 7075 год, старый, приезд к царю и великому князю Ивану Васильевичу в Россию от князя Шевкала Тарковского посла...»).

 

 

С 1552 по 1557 г.г., в Москве частыми гостями были посольства адыгских народов. В результате переговоров часть адыгов вошла в состав Российского государства. Некоторые кабардинские князья, например, родственники инициатора приезда посольств Темрюка Идарова, остались на жительство в Москве.

После кончины супруги Ивана IV Анастасии, В 1560 году царь послал сватов Ф.В. Вокшерина и С. Мякинина на Кавказ «у Черкаских князей дочерей смотрети». 15 июня 1561 года княжна Кученей (Темрыкъуэ Идар ипхъу Гуэщэней), «из черкас пятигорских девица», приехала в Москву вместе с братом, кабардинским мурзой Салтанкулом.

Вскоре после наречения княжны русским именем Мария, 21 августа 1561 года, в Успенском соборе состоялась свадьба русского царя и кабардинской княжны, ставшей с того дня 2-й русской царицей. Данный брак привёл к возвышению родственников Марии - князей Черкасских, в дальнейшем сыгравших заметную роль в русской истории. Один из её племянников – Хорошай-мурза (Борис Камбулатович), был женат на родной сестре патриарха Филарета, Марфе.

В ознаменование многовекового союза Кабарды и России, в 1957 году, на одной из главных площадей Нальчика был установлен памятник жене Ивана IV Марии Темрюковне, на постаменте которого в бронзе увековечены слова «Навеки с Россией».

 

 

Надо признать, что случались при Иване IV и конфликты с отдельными дагестанскими князьями. Например, с протурецки настроенным шамхалом Тарковским возникли трения, которые в 1560 году привели к отправке в Тарки войска воеводы Черемисинова и последующим боевым действиям. Но повторюсь, царь Иван IV никогда не стремился истребить другие народы, как это делали в Дагестане тюркские войска Кара-Коюнлу, турки-османы 200-тысячной армии Мустафа-Паши в 1578 году, и иранские сефевиды.

Вот как, на основе полученных данных, описывал нашествие войск Искендера дагестанский историк и исламовед, автор 350 научных работ, доктор исторических наук, профессор Шихсаидов А.Р.:

«...Захватив Шемаху, он прошел дальше Дербентских ворот, разрушил много стран и безжалостно истребил мечом много горцев и степных. Оставаясь там целый год, он пролил столько невинной крови, что невозможно и описать».

Понимая намерение Ивана IV остановить экспансию турок-османов на север и северо-запад, и видя доброжелательное отношение царя к горцам, в 1558 году русское подданство принял Ших-мурза Окуцкий (участвовал в военных действиях против турецких гарнизонов в Дагестане и Азербайджане. Согласно вайнахским преданиям, похоронен на кладбище Ших-кешнаш («кладбище Шиха») на окраине села Ширча-Аух (современный Калининаул)), а позднее - в 1589 году, на верность России присягнул владелец Ларса Султан-мурза, под контролем которого находилось Дарьяльское ущелье.

Безусловно, мы должны знать и чтить нашу общую историю не выборочно, а как целостную картину, чтобы в будущем избегать прошлых обоюдных ошибок и строить совместное будущее для наших детей. Хорошим примером такого подхода к истории, стал Мемориальный комплекс представителям русского народа, открытый в Махачкале в 2006 году.

 

 

Поэтому, не будет лишней пара дружеских советов приезжим агитаторам против установки памятника царю Ивану Васильевичу в Астрахани:

–        если вы уж собрались убедить в чём-то астраханцев, то хотя бы потрудитесь привести какие-то внятные и понятные им аргументы, а не просто свои амбиции на некое «региональное лидерство», которое вы сами себе придумали.

–        откажитесь от высокомерия в оценках людей, имеющих мнение, отличное от вашего и не преподносите свою точку зрения как истину в последней инстанции. Такого права вам никто не делегировал.