Кровавой банде астраханского кибермошенника вынесли приговор
Рекордно жесткое наказание за киберпреступления назначил Басманный суд столицы организатору и двум участникам преступного сообщества кибермошенников, похитивших миллионы через брешь в системе безопасности компаний-перевозчиков. Эта победа правоохранительным органам далась дорогой ценой — была убита следователь, начинавшая это дело и собравшая основу доказательственной базы. В СКР считают, что заказчики убийства Евгении Шишкиной, включая уроженца Астрахани Ярослава Сумбаева (на фото) — лидеры «билетной мафии». Но доказать их вину в убийстве будет непросто. Подробности — в материале «Известий».

Приговор был вынесен 25 декабря — суд счел доказанными 65 преступных эпизодов, совершенных Максимом Матюшевым, Андреем Ждановым и Кириллом Кулабуховым. Общий ущерб от их действий составил свыше 17 млн рублей. Обвинение также смогло доказать самую опасную форму соучастия — преступное сообщество.

— Суд признал подсудимых виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159.6 и 210 УК РФ, приговорив организатора преступного сообщества к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а соучастников к 12 годам, 6 месяцам и 10 годам годам лишения свободы. Приговор не вступил в законную силу, — сообщила официальный представитель МВД Ирина Волк.

Схема волгоградских студентов

Схема, за которую осудили сообщников, была обкатана другими электронными мошенниками еще 10 лет назад. Тогда три студента Волгоградской сельхозакадемии заполучили реквизиты банковских карт граждан иностранных государств и использовали данные при онлайн-оплате железнодорожных билетов класса СВ на поезда дальнего следования. Позже с помощью утерянных паспортов со вклеенными фото сообщники приходили в кассы и оформляли возврат проездных документов. Деньги, по правилам электронной торговли, возвращались в безналичной форме. Однако средства поступали на счета, которые указывали жулики, а не на законным владельцам использованных карт.

Максим Матюшев и уроженец Астрахани Ярослав Сумбаев, как считает следствие, модернизировали модель мошенничества, учли просчеты предшественников и добились анонимности. В новой схеме покупателями выступали якобы корпоративные клиенты авиакомпании S7 и РЖД. Чтобы осуществлять сделки от имени контрагентов транспортных гигантов, злоумышленники воспользовались уязвимостью баз данных одной из структур S7 — ООО «С7 билет» и партнера РЖД «Универсальная финансовая система». Злоумышленникам удалось завладеть ключами доступа работающих в компаниями туроператоров, сервисов по продаже билетов и т. д. На первом этапе они подбирали пароли вручную, но позже сообщник-программист разработал софт — так процесс был автоматизирован. От имени постоянных корпоративных клиентов потекли крупные заказы.

Покупки оформлялись на так называемых «дропов» — людей, которые без лишних вопросов предоставляют свои данные в обмен на небольшую комиссию. Как правило это асоциальные личности, неоднократно судимые, алкоголики, наркоманы. Организаторы нелегального бизнеса подыскивали таких на специализированных форумах. Этих людей отправляли оформлять возврат средств в аэропорты и на вокзалы — правила предусматривали возврат средств наличными.

Электронные карманники

Главенствующие роли в сообществе, по версии обвинения, занимали Максим Матюшев и Ярослав Сумбаев. Оба имели криминальный опыт в сфере кардинга, фишинга и другого цифрового криминала, и оба на момент возбуждения дела о хищениях через сервисы удаленного бронирования поездок уже находились в розыске. Матюшева до этого разыскивали за хищение средств с помощью скиммингового оборудования в торговых комплексах, а Сумбаева — за кражу средств с чужих карт. На тот момент у Матюшева за плечами была судимость в родном Кингисеппе. О прошлом Сумбаева известно меньше.

Вместе с Матюшевым действовали Андрей Жданов из Новосибирска и москвич Кирилл Кулабухов. Интересно, что у Кулабухова, как и у Матюшина было по 9 классов образования, доучился в средней школе только Жданов.

Сумбаев и Матюшев познакомились в 2012 году на одном из форумов в даркнете, посвященном криминальным заработкам. Согласно обвинительному заключению, Сумбаев и еще один предполагаемый сообщник — Святкин из Саранска, координировали работу «дропов». Последний, кстати был осужден в 2015 году.

Группа мошенников была многочисленной — по данным следствия, в нее входили 29 человек. Эпизоды хищений, которые удалось доказать следователям были совершены в 2013-2014 годах.

— Подобная мошенническая схема сродни так называемому «вещевому кардингу», когда злоумышленник приобретает какой-либо товар, используя для оплаты чужую банковскую карту, а потом перепродает его по сниженной цене. В большинстве случаев мошенники покупают готовые базы данных скомпрометированных банковских карт, так что совершение подобного преступления не требует высокого уровня квалификации или обладания особыми познаниями в технической сфере, — пояснил «Известиям» ведущий аналитик направления мониторинга угроз ETHIC компании «Инфосекьюрити» Александр Вураско.

Поставила умников на месте

Делом группировки занимались оперативники УТ МВД по ЦФО во главе со старшим следователем по особо важным делам Евгенией Шишкиной. Следствие заняло относительно недолгий срок, один за другим задерживались фигуранты, активно шел вопрос об экстрадиции обвиняемых, находившихся за границей. Но незадолго до направления дела в суд, 10 октября 2018 года, Шишкина была убита.

Следователя убили в подмосковном поселке Архангельское двумя выстрелами — в шею и в спину. Киллер пользовался «переделкой» из травматического пистолета под боевой патрон, при этом оружие развалилось у него в руках.

Шишкина получала систематические угрозы в свой адрес, а в январе 2018 года на ее жизнь уже покушались. Тогда ей удалось забаррикадироваться в квартире; преступники удовольствовались тем, что сожгли автомобиль следователя. От госзащиты Шишкина отказалась. По мнению коллег, она была отважной женщиной и профессионалом высокого класса.

Сотрудники СКР, проверявшие несколько версий о мотивах убийства Шишкиной, пришли к выводу, что расправа связана с профессиональной деятельностью погибшей. Дело было переквалифицировано со статье 105 УК РФ на статью 317 УК РФ — посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. В пользу этой версии говорило и еще одно нераскрытое преступление. В 2015 году один из сообщников по делу о билетах РЖД и S7 заключил досудебное соглашение и дал подробные показания на лидеров. Он находился на свободе и 17 ноября 2015 года был зверски избит неизвестными. В СКР предположили, что у двух нападений один заказчик.

Как ранее сообщали «Известия», следователи СКР заподозрили в организации убийства Ярослава Сумбаева, предполагаемого лидера группировки. По версии следствия, Сумбаеву были подконтрольны доходы группы — себе он оставлял 45% прибыли, 40% он отдавал Матюшеву, остальное делили программист и другие члены сообщества. Он долгое время скрывался от закона: сперва в Черногории, а затем в Грузии, где пытался получить политическое убежище. Тем не менее, 13 ноябряе прошлого года Сумбаев был задержан сотрудниками грузинских правоохранительных органов по российскому запросу. Суд в Грузии принял решение об экстрадиции в Россию и в ноябре 2019-го Сумбаев был передан через КПП «Верхний Ларс».

В марте 2019 года полицейские отыскали предполагаемых исполнителя и посредника убийства. По версии СК, стрелял в женщину 19-летний Абдулазиз Абдулазизов, которого нанял 17-летний сосед по двору. Несовершеннолетний, в свою очередь, нашел заказчика в даркнете. Неизвестный, скрывающийся под ником Мигель, предложил ему 1 млн рублей, чтобы расправиться с «нехорошей женщиной». Подросток уверял Абдулазизова, что якобы уже зарабатывал таким способом на жизнь безнаказанно. Все эти сведения отражены в показаниях обвиняемых. Исполнитель рассказал, что незадолго до преступления снял жилье по соседству с адресом жертвы, нашел в лесу тайник с пистолетом и патронами, оставленный заказчиком. Также заказчик передал вероятному исполнителю фото жертвы, автомобиля и другие сведения, которые могли помочь в убийстве.

Против Абдулазизова у СКР достаточно улик — в первую очередь, биологические следы на одной из частей оружия. Есть у следователей и доказательства относительно несовершеннолетнего соседа исполнителя преступления. Есть и признания вероятных соучастников. Но об уликах в отношении возможного организатора — Сумбаева — ничего не известно. Дело в том, что заказчик общался с исполнителями анонимно, они понятия не имеют, кто их нанял, считают силовики. Сумбаев признал вину лишь в кибераферах и категорически отрицает причастность к убийству Евгении Шишкиной.

Сумбаев и 20 его предполагаемых сообщников предстанут перед судом чуть позже.

— Возбуждение уголовного дела по ст 210 УК РФ и тем более доведение его до суда — это практически уникальный случай в практике расследования кибермошенничеств в России. Это означает, что следователям удалось доказать взаимосвязь всех участников преступной группы и их умысел на совершение совместных противоправных действий. В этой связи стоит ожидать серьезного приговора, ведь статья 210 предусматривает куда более суровое наказание, нежели профильные «компьютерные» статьи УК, — считает эксперт по кибербезопасности Вураско.

Читайте также:
Как астраханец заказал первое в мире убийство в даркнете