На земле есть совершенно бесполезные вещества, существа и организмы. Да, они приносят разнообразие в нашу жизнь, но лучше бы их совсем никогда не было – но они есть. Иногда бесполезные, вредные, убийственные сущности сбиваются в стаи, и человека поражает вирус гриппа, глисты или другие люди, подбегающие толпой и начинающие избивать одного. Это всё существует, но этого можно избежать, по возможности соблюдая правила безопасности, гигиены, используя подручные средства. Есть же абсолютно непроходимые вещи. Они не то что бы плохие, но они печальные.


На днях в министерстве культуры РФ придумали сохранять памятники старины, предложив запретить строительство на месте исторических построек. А что уже было построено на месте уничтоженных памятников старины – не трогать и, грубо говоря, ждать пока само собой развалится. Пока законопроект только обдумывается, самое время посмотреть на наших баранов. А точнее – на коров. У них сейчас начинается время больших и очень больших урожаев. Коровы будут есть зелень. Многие тысячи и миллионы зелени. Потому как желающих построить на местах исторической застройки свои торговые центры и дома уж слишком много, а дома не разрушаются, и люди из них сами уезжать не собираются. Поэтому предвижу в скором времени очередную добротную волну пожаров и авральных демонтажей особняков и других исторических памятников прежде всего в Астрахани.


Если сегодня прогуляться по набережным, то можно наблюдать, как на месте уничтоженных образцов культуры появляются добротные и однотипные конструкции кубического типа. Абсолютно безвкусные, портящие общую панораму города. Министерству культуры и туризма Астраханской области, видимо, плевать на то, что происходит в областном центре, хотя оно могли бы протестовать. Оно могли бы обратиться к астраханским архитекторам и потребовать ввести определённые нормы на строительство зданий вблизи исторических сооружений.


В отличие от облминкульта я провожу бесплатные экскурсии. Пойдёмте, дорогой читатель, вам будет интересно.

Разбитая плитка на тротуаре. Что она здесь, советская ещё, делает? Я поднял голову и увидел обычный с виду особняк в центре города, коих осталось ещё не мало. Следов плитки на фасаде не было, стало быть - её разбили тут намеренно, принеся откуда-то. Обычно такими вещами занимаются либо дети, либо взрослые, которые бегут с награбленным и по дороге всё теряют. Я стал рассматривать особняк. Посмотрите и вы: вот табличка, сигнализирующая о том, что этот особняк принадлежал Маслову и теперь является памятником культуры аж федерального значения. Я не представляю, что с ним было бы, если бы он был памятником архитектуры и культурного наследия Астрахани... Хотя догадываюсь - там был бы хороший, качественный и густой камыш.

Итак, заходим внутрь, толкая некогда могучую дверь, а теперь представляющую деревянную ссохшуюся рухлядь. Прямо и по правую руку от нас дворик, некогда бывший подворьем, а после использовавшийся в качестве площадки для обитателей детского сада. Справа – казённая дверь. Открыта. Проходим и начинаем нашу экскурсию по некогда барскому дому. Двухэтажное здание с когда-то богатым убранством превратилось в детский сад с фотографий Чернобыля. Там, где раньше ходили представители дворянства, после ездили по полам на горшках дети рабочего класса и советской интеллигенции.


Вот, например, спальня, здесь барин валялся со своей женой, а может и не только с оной, тут зачинались продолжатели рода. Но им повезло чуть меньше, чем их семейному дому – их просто больше нет. Их били, тащили, волокли за волосы, насиловали прямо дома, а потом уже, еле живых, утаскивали на допросы: откуда такое состояние, домина огромная, прислуга, м? И снова били. А потом пустили под нож.


Из спальни мы переходим в другие апартаменты, коих здесь великое множество. Везде разруха, отметки рабочего класса и намалёванные ими же похмельные надписи яркой красной краской. Из широкого окна сделан шкаф – просто заколотили окно снаружи, а внутри, прямо в проёме, сделали полочки. Хороший получился детский сад, я могу только догадываться, что снилось детям там в тихий час.


Переходя из комнаты в комнату, видишь, понимаешь и осознаёшь: тут вот человек некоторое время жил, успев заработать на такую жизнь, а потом его не стало и пришли те, кому всё это убранство понадобилось больше. Я задерживался в комнатах, каждая из которых являла собой очень красивый образец потолочной лепнины. Где-то даже сохранились люстры от самых последних обитателей в лице детского сада. Наверняка родители сбрасывались деньгами на эти люстры, да так там они и остались. Я шёл по полу, а он так вот потихоньку проминался, мне становилось не по себе. Дальше я попадал в совсем уж тёмные помещения, и фонарик сел – фотографировал и смотрел, что же там внутри. Я покажусь банальным, но там ты словно в батискафе осматриваешь Титаник. Гулкая тишина. Идёшь и просто представляешь, как вот тут были люди, а потом их всех самым жестоким образом убивали, пытали или давали уйти, хватая за шею и требуя рассказать, где золото, ассигнации и прочие печеньки. Разумеется, убранства купеческого там не осталось, кроме пианино. Но оно 1867 года и никакой культурной ценности не представляет.


Стоя на втором этаже и рассматривая плакаты советских времён, смешанных с боженовским безлетьем, я увидел двор. Хороший такой двор смотрел из окна памятника федерального значения. Его даже от источника водоснабжения не отключили. Вам нравится фильм «Пила»? Обязательно туда стоит сходить: 24 часа в сутки и 7 дней в неделю этот памятник открыт.


Убранства там нет. Пианино только осталось. На пианино, которому под 150 лет какая-то заботливая нянечка нанесла буквы «инв.» и оставила там номер. На стенах – ужасные и безвкусные обои. Где-то картинки для детей, выполненные явно самими воспитателями.


Когда-то тут были балы, красавицы, лакеи, юнкера, а вот тут, где раньше была заначка золотая, теперь стоят... баночки из-под майонеза для анализов мочи. Медицинский пункт, знаете ли.


Кстати, ценители высокого, там же на кухне висит картина Булгаковой 1958 года. Если кому интересно, приходите, посмотрите, очень насыщенные цвета.


Пол проседает. Я вышел во двор, и меня взяла оторопь: под домом подвал, а я стоял на втором этаже, который буквально уходил вниз вместе с бывшим туалетом. Под туалетом – комната кошмара, а уже из неё вода растекается... И я спустился в подвал.


Это памятник тому, как в Астрахани относятся к вещам с тех пор: всё отнять, хозяев уничтожить так, что никаким палачам в истории не снилось и не мечталось, отдать богатство успешных людей самым бедным и ленивым «несчастным беднякам», а потом смотреть, как всё это медленно рушится. Ах да, предварительно сбив вензель с инициалами владельца дома. А когда дому совсем уже каюк приходит, просто взять и отправить туда экспедицию, которая вешает красивую табличку, что дом охраняется государством и вандалам тут не место!


Рядом с этим домом заросли камыша – там тоже стояло нечто подобное, но сгорело и было снесено. Дом Маслова тоже скоро рухнет. Полный подвал воды. Конструкции частично обрушены, но дом крепкий, квадратов много, участок хороший, детский сад в нём закрыт.


В Астраханской области есть министерство культуры и туризма и есть обширный участок земли в центре города. Он никем не охраняется и скоро наверняка сгорит. Почему? А там внутри тусовки устраивают любители шприцев, «фуриков» боярышника и другие представители сегодняшнего астраханского дворянства. Костры жгут прямо в бальном зале. А там, правда, красиво. Но скоро либо рухнет под воду, либо воспылает огнём. Третьего не дано.

Нахапали, всё забрали, высосали все соки, бросили. Побросали даже годные, хоть и дешёвые по сравнению с барскими вещи, как то мебель, двери хорошие.


Кто хочет поиграть на блистательном пианино, тому там понравится. Правда, быдло в бессилии выбило ему стеночки на передней части. Кто хочет воочию лицезреть то, как охраняет облминкульт и его начальница Зотеева памятник архитектуры федерального значения, тому добро пожаловать. Я на чердаке только не был. Меня всего начало выворачивать много раньше, словно я хожу по дому призраков.


Скоро на месте этого памятника построят классное жильё, как уже построили на месте бассейна у бывшего дворца пионеров.


В следующий раз будет прогулка по ещё одному барскому домику. Только он не федерального значения, поэтому там мусора побольше будет, зато сохранился он получше.


Иван Вездебываев,

Опубликовано в газете "Факт и компромат" № 14 (624), 17.04.2015 г