Кто в ответе за провал астраханского арбуза?
Росстат, проведя сельскохозяйственную перепись и обработав полученную информацию, пришёл к выводу, что Астраханская область утратила лидирующие позиции по площади обрабатываемых земель, на которых выращиваются бахчевые культуры. Пальма первенства перешла к Оренбургской области. В частности, это отметил замруководителя Росстата К. Лайкам, который заявил: «В Оренбургской области площадь бахчевых намного больше, чем в Астрахани».

Однако, несмотря на то, что согласно официальной статистике Астраханская область больше не находится на ведущих ролях в деле выращивания бахчевых культур, в разгар сезона многие торговые точки по продаже арбузов, как лицензированные, так и нелегальные, продолжают уверять покупателей, что реализуемый товар родом с астраханских полей. Нижнее Поволжье по-прежнему ассоциируется у россиян с томатами, чёрной икрой и арбузами. Народная память не позволяет бесследно сгинуть нашему бренду.
И всё-таки хотелось бы понять, почему так случилось, что Астраханская область отошла даже ни на вторые, а на третьи роли, пропустив вперед бахчеводов Оренбуржья и Волгограда? Отныне негласными «арбузными» столицами Российской Федерации являются Соль-Илецк и Камышин. Неужели астраханцы утратили предпринимательскую жилку и сами решили отказаться от того, что сулило прибыль даже в суровые годы экономического кризиса? И это притом, что регион обладает огромными территориями, пригодными для выращивания арбузов и кормовой тыквы. Наличие же исследовательского института, базирующегося в Камызякском районе, не может не сыграть положительной роли в обеспечении предпринимателей посадочным материалом.
Увы, но вероятнее всего дело в отсутствие желания профильных чиновников использовать благоприятные для сельского хозяйства природные условия региона. Именно министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области не смогло приспособиться к непростой экономической ситуации и выработать стратегию развития этой важной отрасли нашей экономики.

Многочисленные федеральные и региональные программы развития Астраханской области в средне- и долгосрочной перспективах декларировали полную законодательную и финансовую поддержку сельскохозяйственному кластеру. На деле же вышло то, что вышло. Позиции утрачены и говорить о возврате к былому слишком рано. Как тут не вспомнить астраханских фермеров, с негодованием произносящих ставшие уже чуть ли не боевым кличем местных аграриев слова: «Лишь бы не мешали!».

Основной проблемой сегодняшнего дня, по мнению астраханских растениеводов, остается забюрократизированность процессов оказания финансовой помощи. Для того чтобы получить незначительный кредит, предприниматель вынужден заниматься утомительными вопросами предоставления многочисленных документов, вынуждающих его отрываться от непосредственного занятия земледелием.

Основной же успех оренбургских бахчеводов связан с внедрением и широким распространением в регионе современных приёмов агротехники. Например, применяется прививка арбузной рассады на тыквенные корни. Это делается для ускорения роста не только арбузов, но и дынь с огурцами. Данная технология позволяет выращивать бахчевые даже в северных, «неарбузных» районах России.

Для прививания арбуза лучшим подвоем считается тыква лагенария. Дело в том, что арбуз изначально имеет слабые, поверхностные корни. В период их развития рост арбуза происходит медленными темпами. Привитый же на лагенарию, он получает мощное корневище, которое разрастается весьма интенсивно, и позволяет растению получать значительное количество влаги и питательных веществ. Естественно, ускоряется и рост самих плодов.

Арбузы, прошедшие процедуру прививки, устойчивы к капризам природы. Стойко переносят похолодания, не теряя при этом темпов созревания. К тому же, такие арбузы устойчивы к болезням (в частности, к фузариозу).

Прививка бахчевых на тыкву гарантирует не просто высокий, огромный и ранний урожай на малой площади.

Необходимо заметить, что к основному недостатку данной технологии выращивания арбузов потребители относят потерю вкусовых качеств, связывая это, в первую очередь, с интенсивным применением различных удобрений, для получения более ранних и крупных плодов. Тем не менее, сдерживая применение химии в растениеводстве можно добиться оптимального качества бахчевой продукции.

Не последнюю роль в получении высоких урожаев аграриями Оренбургской области играет применение технологии капельного орошения. Так называемый поливной арбуз показывает высокие урожаи, в сравнении с хозяйствами, выращивающими свою продукцию на суходоле.

Однако данная технология требует кредитования для приобретения расходных материалов: полиэтиленовой пленки, системы капельного орошения и т.д. Значительных финансовых вложений требуют детали и механизмы, используемые для прокладки и наладки системы орошения. Например, один насос обходится в 120 тыс. руб. Значительных вложений требует и приобретение так называемых пленкоукладчиков, применяемых для укладки пленки и капельной ленты, покупка которого может обойтись хозяйству в сумму от 80 тыс. до 550 тыс. рублей, в зависимости от функциональных возможностей машины и качество сборки.

В процессе сбора урожая, для демонтажа капельной системы орошения, требуется использование картофелекопалки, позволяющей довести производительность работ до шести га в сутки.

В случае с выращиванием арбузов по суходолу, бахчеводами Оренбуржья используются культиваторы и «ножницы». Благодаря применению этой техники, фермеры вместо привычных 10-20 га возделываемых земель стали высаживать бахчевые на полях площадью от 100 до 300 га.

Не последнюю роль в успехе Оренбургской и Волгоградской областей при выращивании бахчевых играет и выращивание рассады в теплицах, что значительно сказывается на сроках созревания арбузов.

Многие хозяйства в целях борьбы с таким позорным явлением, как воровство, используют камеры наблюдения, которые позволяют отслеживать ситуацию на возделываемых полях удаленно, не расходуя средства на трудоустройство охраны.

Не трудно понять, что большинству фермеров такие расходы не по карману. Без помощи государства достичь успеха в таком трудоемком секторе экономики, как сельское хозяйство, просто невозможно. К тому же, сельскохозяйственный кластер – это «долгосрочный экстремальный возврат вложенных средств». Ещё раз скажем, что только помощь государства способна увеличить посевные площади, гарантировав постепенный рост выращиваемой продукции.

Необходимо заметить, что астраханские фермеры также применяют описанные приёмы агротехники. Однако это не носит массового характера, что в свою очередь и сказывается на утрате лидирующих позиций в бахчеводстве.

Повторимся, что для внедрения высоких технологий в растениеводстве в первую очередь необходимо кредитование. Если же судить по отчётам самого министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, выделяемые на это финансовые средства незначительны. Так, на апрельском селекторном совещании в этом году, в преддверии посевной, «освещался вопрос доведения средств государственной поддержки до сельскохозяйственных товаропроизводителей».

На сайте министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области мы можем найти информацию, что «в соответствии с заключенным соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Астраханской области от 03.02.2016 №176/17-с объём средств из федерального бюджета составляет по всем направлениям 352,96 млн рублей. По состоянию на 19.04.2016 до региона доведены предельные объёмы финансирования в объеме 157,16 млн рублей, финансирование составило 102,444 млн рублей или 65%».

Нетрудно понять, приведённые суммы не могут сыграть существенной роли в повышении урожаев во всех секторах сельского хозяйства Астраханской области.

Вот и получается, что вместо стимулирования сельского хозяйства, своевременного выделения финансовых средств, необходимых для приобретения посевного материала, закупки топлива, привлечения наёмных рабочих, министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, ставит бюрократические препоны, отрывая людей от дел для сбора и предоставления чиновникам различных справок и «прошений». Но и это не является залогом гарантированного выделения столь нужных кредитов…

Да и как может быть иначе, когда заместитель министра сельского хозяйства и рыбной промышленности области занимается мздоимством? Вместо оказания помощи в развитии бизнеса, чиновник требует от фермера 50 тысяч рублей. Вероятнее всего, для получения этой суммы ответственному работнику не пришлось предоставлять просителю необходимые документы, как это было бы в случае, если бы бизнесмен сам попытался получить дотацию на развитие своего дела официальным путем. Вопросы с взятками решаются быстро и без бюрократических проволочек.

Счастье отечественных коррупционеров заключается в том, что мы живём в правовом государстве, законы которого не позволяют применение досудебных расправ, как, например, на Филиппинах, где президент позволил гражданам самим решать судьбу наркоторговцев, доведших эту страну до критической черты в деле распространения этого адского зелья среди жителей страны.

Необходимо признать, что российская коррупция душит наше государство не в меньшей, а даже в большей степени, выбивая у граждан почву из-под ног, убивая желание заниматься каким бы то ни было созидательным трудом.

Одни граждане потом и кровью создают благосостояние Российской Федерации, отдают жизни, противостоя бандитизму, оставаясь верны присяге и своему долгу. Здесь же мерзавцы занимают высокопоставленные кабинеты, разрушая то, что было построено не их руками, нагло присвоив право распоряжаться государственными средствами в своих целях, козыряя при этом украденным богатством.

Что ещё должно случиться, чтобы мы, наконец, вспомнили это простое русское слово «совесть»?

Вадим Белгородцев, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» № 40 (699), 2016 г.