На одном из своих заседаний правительство Астраханской области рассматривало вопрос о состоянии культурной сферы в регионе. Докладывала об этом заместитель министра культуры Татьяна Бондарева, охватив период с 2008 по 2010 годы. По её отчёту явствует, что работа велась довольно значительная. Сразу по трём направлениям: «Культура и искусство Астраханской области», «Живи, глубинка астраханская!» и «Информатизация и расширение информационного пространства в сферах культуры Астраханской области». Средств на мероприятия, связанные с воплощением всей программы в жизнь, было изначально заложено три миллиарда 586 миллионов рублей. Правда, около полутора миллиарда тут составляли капитальные вложения. Но в конечном счёте, фактически на программу затратили всего два миллиарда 53 миллиона рублей и 57 миллионов на капвложения. Получается, средства были использованы не в полном объёме, как предусматривалось. Сработал всё тот же пресловутый принцип недофинансирования или какие-либо другие причины, докладчик не пояснила.

Куда же использовались выделенные средства? Во-первых, на поддержание детских и молодёжных мероприятий, конкурсов, фестивалей, различных смотров. Осуществлялось финансирование участников в Дельфийских играх России. Успехом здесь можно назвать участие наших молодых исполнителей в таких крупных мероприятиях, как вокальный фестиваль имени Барсовой, этнографическом конкурсе «Голоса золотой степи», фестивале театров кукол прикаспийских государств, некоторых других, на которых наши участники получали награды. Успехом Татьяна Бондарева считает и тот факт, что Яна Мишенцева, выпускница Астраханского колледжа культуры, стала студенткой Санкт-Петербургского хореографического училища Ваганова. Но получен этот успех через долгих пятьдесят лет. Выходит, что все прошедшие пятьдесят лет астраханская культура ничем особым себя не проявила. А ведь, если вспомнить, из Астрахани в «люди вышли» многие музыкальные и театральные деятели. Навскидку: Мария Максакова, Валерия Барсова, Тамара Милашкина… А сколько известных и знаменитых артистов театра и кино вышло из нашего города.

Не знаю, кто как, а я бы, например, не считал бы большим успехом поступление Яны Машенцевой в Санкт-Петербургское хореографическое училище. Впрочем, и это можно считать успехом, если исходить из того, что в Астрахани не хватает профильных учебных заведений, где можно бы было готовить хорошие кадры для учреждений культуры и в целом для необходимого профессионального роста. По количеству учебных заведений, где «куются» такие кадры, как говорится, раз, два и обчёлся. А если конкретно, то Астраханская область занимает только пятое место в Южном Федеральном округе по количеству учебных заведений среднего профессионального образования в сфере культуры и седьмое место по количеству школ искусств на 10 тысяч детей школьного возраста. Это, можно сказать, серединка на половинке, если взять во внимание количество регионов Южного Федерального округа и количество детей в нём.

Вряд ли можно считать отраслевую целевую программу по развитию культуры в Астраханской области за два прошедших года полностью выполненной. По данным Татьяны Бондаревой, она выполнена всего на 89 процентов. Опять эти пресловутые проценты! Как хорошо за ними скрываться и прятать концы в воду своей работы.

Однако, если в городской местности худо-бедно работа ведётся, то в сельской – почти полный застой. О каком привлечении молодёжи на село можно вести речь, когда к очагам культуры не ведёт народная тропа. Люди не хотят идти туда, потому что многие из них в аварийном состоянии, не отапливаются. В них не ведётся культурно-просветительская работа. Из 265 сельских домов культуры 60 процентов (опять эти самые проценты!) требуют ремонта и реконструкции, а, стало быть, солидных капитальных вложений. 19 процентов из них не отапливаются. А 20 учреждений вообще находятся в критическом состоянии: вот-вот развалятся. На их ремонт и восстановление средств не хватает. А софинансировать федеральные программы области и тем более муниципалитетам не под силу. Поэтому и дышит на ладан культура с сельской пропиской.

Как известно, 2008 год в Астраханской области был объявлен годом села. В вязи с этим, надо полагать, и была подготовлена целевая культурная программа, рассчитанная на два года. Изменилось ли что-нибудь за этот период? Изменения, конечно, есть, об этом говорят те вполне определённые успехи, о которых говорилось на заседании правительства области. Но хвалиться пока особо нечем. Финансирование всё так же неполное. По этой причине и остаются некоторые культурные мероприятия невыполненными, по этой причине и не ремонтируются очаги культурного досуга, по этой причине и зарастают бурьяном дышащие на ладан сельские клубы. Впрочем, не только по этой. В начале 2008 года о том, что селу теперь будет уделено особое внимание, трубили все местные СМИ. Статьи на эту тему, интервью с губернатором и другими руководителями региона заполонили все телеканалы и газеты. Только вот нигде в них ни слова не было сказано о проблемах сельской культуры, о том, в какой помощи она нуждается. А главное, что будет сделано для реализации культурной программы на селе. О проблемах в сельском хозяйстве говорилось, о школах говорилось, о здравоохранении говорилось, о кадрах – тоже. И практически ничего о развитии сельской культуры, о сохранении культурного наследия на селе.

Вот такой культур-мультур получается, как говорит один мой знакомый казах-чабан.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 6, 04.03.11.