Как правило, признаваться в ней начинают незадолго до выборов те, кто хочет быть избранным. Когда-то в предвыборных излияниях откровенничала Светлана Петровна Кудряв-цева, что любит гулять по астраханским набережным. Жаль, что только гулять, а не творчески работать, упорно созидая будущее города. Видно поэтому и нет у нас, судя по всему, перспек-тивных планов города, а те, что были, хаосно разрушаются. И возводятся скороспелые новые строения в непосредственной близости с проезжей частью. Строящийся магазин по ул. Старо-верова даже перспективы не оставляет на нормативную ширину пешеходного тротуара, не го-воря уже о том, что ул. Староверова лидирует в числе улиц, имеющих низкую пропускную способность автотранспорта. В забытье ушла начатая когда-то пробивка ул. Савушкина на ул. Калинина, и вот уже возводится высотное здание в створе улиц академика Королёва и Савуш-кина, ставшее окончательной пробкой в плане решения одной из основных транспортных про-блем города – разгрузки ул. Победы.

Хотелось бы увидеть Светлану Петровну гуляющей по Красной Набережной и вды-хающей «свежесть» речную после трудового дня. Может и гуляет, но не разглядеть её среди зарослей камыша на обвалившихся берегах. Но это уже забота мэра И.А. Безрукавникова, та-кого же любителя города.

Любят они город, очень любят. Об этом сейчас и телевидение вещает (точнее веша-ет) и газеты пишут (точнее пищат). Читаешь «Листок» и думаешь, вот ОН – УМ, ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ НАШЕГО ГОРОДА. Такое нескромное навязывание. Вот только, к сожалению, ис-кренней любви к людям, к жителям, к населению не чувствуется. А ведь без них город мёртв.

Забота о здоровье населения всегда была первоочередной задачей городских вла-стей, но в последние годы экологическая обстановка в городе неуклонно ухудшается. Медики отмечают рост лёгочных заболеваний, туберкулёза. Требуется срочная разработка мероприя-тий по очищению воздушного бассейна, но в мэрии срабатывают иные механизмы.

Проблемы экологии и транспорта неразрывно связаны и решаться должны в ком-плексе. Цивилизованный подход к вопросу экологии склоняется в пользу электрического пас-сажирского транспорта, развитие которого к тому же снижает интенсивность движения на улицах города. При выполнении одинакового объёма пассажироперевозок эксплуатация авто-бусов увеличивает загрязнение воздушного бассейна в 1,5 – 1,8 раза, эксплуатация «Газелей» - в 6 – 8 раз. Что касается плотности транспортного потока, то и здесь расчёт в пользу пассажи-ровместительного транспорта. Так, при среднем наполнении транспортной единицы для пере-возки 120 пассажиров при движении со скорость 35 км/час потребуется:

- 1 трамвай и 42 метра протяжённости полосы для безопасного движения;

- или 1,3 троллейбуса и 45 метров протяжённости полосы;

- или 1,6 автобуса и 48 метров протяжённости полосы;

- или 10 «Газелей» и 215 метров протяжённости полосы.

Даже в цифрах просматриваются причины и чрезмерной загазованности центральной части города и образование небывалых для Астрахани заторов. А уж жители сталкиваются с этим ежедневно, тусуясь по неорганизованным остановкам пассажирского транспорта, протискива-ясь на пешеходных переходах между застопорёнными маршрутками, в небезопасности выбе-гая на проезжую часть для «голосования». Венец заботы градоначальников о нас – всё чаще появляющиеся венки на опорах, причём, как правило, на пешеходных переходах.

Говоря о комфортабельности перевозок маршрутными такси, нельзя не учитывать уровень шума и загазованности как внутри салона, так и на остановках общественного транс-порта. Пассажиру с чемоданом или дачнику с вёдрами в маршрутке места не найдётся, преста-релые подняться не смогут, да и пенсии на поездки никак не хватит.

Безусловно, мэр знал об этом в 2000 году и включил в программные мероприятия финансирование строительства в 2003 году двухпутного треугольника трамвайных путей на узле «Красный мост», реконструкции троллейбусных сетей и трамвайных путей, приобретение 10 единиц подвижного состава, открытие к 2005 году нового маршрута трамвая №6 «река Ца-рев – пос. Мошаик», маршрута троллейбуса №5 «Кубанская – ж.д. вокзал» и №6 «Юго-восток-3 – ж.д. вокзал» с прохождением по ул. Софьи Перовской. Однако скоро слово сказывается, да к делу – необязательно.

Популярность пассажирского электротранспорта не падает, её роняют. Муници-пальный транспорт не имея финансовой поддержки снизил выпуск подвижного состава на ли-нию относительно 1985 года почти вдвое, что привело к увеличению интервалов в движении до 20-30 минут. Износ трамвайных путей и контактных сетей пределен, а потому так часты аварийные ситуации. Да и сами трамвай и троллейбусы большей частью превысили своё экс-плуатационное долгожительство. И, если уж городская администрация с явным безразличием относится к решению проблем пассажирского транспорта и экологии города, то неудивитель-но, что в городе стали появляться листовки с призывом ликвидировать вместительный пасса-жирский транспорт. Явно оживились конкуренты с целью безраздельного властвования над пассажироперевозками и беспрепятственного повышения тарифа на проезд в маршрутках до 10 рублей и более. И не просто оживились, а действуют. Не без их активного участия с улиц города исчезли комфортабельные автобусы маршрута №18. С молчаливого согласия админи-страции ведётся целенаправленное изгнание автобусов с других маршрутов.

Как ни странно, они увидели поддержку и со стороны депутата Сарычева О.В., ко-торому по неоднократным высказываниям в печати также мешает электротранспорт. Пред-ставленное им видение решения вопросов далеко не является мнением специалиста. Предлага-ется, как это сейчас модно, разрушение. С созиданием труднее. А по сути требуется реконст-рукция. Соглашусь, что пропускная способность ул. Яблочкова несколько снижена, но ширина улицы вполне позволит двухрядное движение автотранспорта даже при наличии полосы для парковки, если выполнить трамвайное полотно в одном уровне с проезжей частью. К тому же причиной заторов в данном направлении является низкая пропускная способность ул. Старо-верова и моста через реку Болда. Недавно введённая в эксплуатацию объездная дорога про-блему решает лишь отчасти. Что касается ул. Софьи Перовской, то здесь именно трамваи как нельзя лучше могут обеспечить при нормальной организации высокие пассажироперевозки. И здесь просматривается очередной промах городской архитектуры, благословившей строитель-ство высотного здания в непосредственной близости с дорогой, что ломает перспективу рас-ширения проезжей части при подъезде к перекрёстку ул. С.Перовская – Студенческая, где уже сейчас возникают заторы.

А ведь в цивилизованных городах жилые кварталы отделены от проезжей части зе-лёной зоной и находятся в достаточном удалении, позволяющем предельно снизить влияние шума и загазованности на население. И делается это с заботой о людях, но, к сожалению, не у нас.

Город растёт, расширяется, обновляется, но не находится в нём места новым пар-кам, скверам, бульварам, которые так необходимы в климатических условиях г. Астрахани.

Вопросы экологии и транспорта лишь небольшая часть задач от тех, которые пред-стоит решать администрации во главе с вновь избранным мэром, но они являются нашей не-отъемлемой повседневностью. Городу нужна здоровая и безопасная комплексная система пас-сажирского транспорта, включающая как трамваи, троллейбусы, автобусы, так и маршрутные такси. И маршруты их, не дублируясь, должны дополнять друг друга. Обычно говорят – «ну-жен как воздух». Вот и он – ВОЗДУХ – жизненно важен и необходим на наших жарких пыль-ных улицах.

А для верного решения задач нужны настоящие специалисты по всем направлени-ям, деятельность которых должен чётко координировать настоящий руководитель – мэр горо-да.

В. Степанюк

инженер