Бог в помощь. Так обычно говорят, проходя мимо человека или людей в труде. И одним не жалко сказать, поддержать, и вторым вроде как легче. Бог в помощь – говорю я всем, абсолютно всем, занятым в ремонте астраханского кремля. Этот памятник архитектуры, это великое достояние, это что-то такое, что нельзя объяснить и выразить словами. 

Полный кремль

Кремль – это существительное и глагол. Кремль – это статика и обездвиженность, динамика и ручей, звон монет, шелест купюр, клацание клавиш при безналичном переводе из электронных закромов родины на пластиковую карту любовницы. Кремль – это только и только блеск, никакой нищеты. Нищета бредёт через мосты по проезжей части, потому что ради неё (нищеты ради) взяли и перекрыли пешеходные зоны многих мостов в области и областном центре. Простите, в Каспийской столице. 

Есть у нашего кремля начала, нет у него и конца. Последние десять лет круглый год полный кремль. Всё тёплое время идут работы, всё холодное время идёт подготовка к продолжению ремонта и пересчёт сэкономленных средств. Только положили шпатлёвку, покрасили и пошли шпатлевать и красить дальше, как за первой бригадой кремля уже идёт бригада вторая. В первой работает спецназ, там все торопятся, делают быстро, но не очень качественно. Бригада первопроходцев уничтожает граффити на стенах кремля, подкрашивает, подправляет стены и в целом внешний вид. Вторая бригада помедленнее, но работает основательно. Вторая бригада собирает целые леса и вырубает старые кирпичи из юных стен кремля. 

Двойная бухгалтерия

Я помню 2005 год. Бодрый инженер рапортовал о капитальной реконструкции стен, об использовании в составе для кладки кирпичей бычьей крови! С ней будет крепче и лучше, по старой технологии. Сами стены за долгие годы напитались водой; была тогда жара, как всегда, так десять лет назад делали глубокие отверстия по два-три метра, аж пар из стен шёл, внутренняя гниль, воды выходили. Угрохали денег из казны великое множество. Делали на века, вот и века прошли, уместились в десять лет. И вот она, вторая доблестная бригада, выпиливающая кирпичи гроздьями, желобами. За ними идёт третья, самая скучная бригада. Эти ударники капиталистического труда тащат новые, свежие кирпичи на века и укладывают их взамен уничтоженных, выбитых второй бригадой. 

Работа кипит, спорится. Платят денщину. Зачем ребятам кран? Бог им в помощь! Вот с Божьей помощью и передают друг другу наверх кирпичи целых четырнадцать человек. В день им дадут по тысяче наличкой, а по документам они же получают, наверное, по две, а то и по три тысчонки. Но знать наверняка нам не дано: в бухгалтерию не сунешься – крепки кремлёвские стены. Можно орать вопрос: «Когда вы уже закончите?!» Но крик этот утонет в дребезге перфораторов и жаре – склоны кремля зачищены от растительности не хуже Луны или Марса. Ничего страшного, это бывшее дно Волги, на дне деревьям не положено расти.

И в следующем году будет ремонт кремля. И потом ещё, и так далее.

Непонятная дыра

Московский кремль ремонтируют крайне редко. Я говорю о фасадах стен. 

Астраханский кремль не перестают ремонтировать. И было бы что ремонтировать. Башня Красные ворота – ей полвека. Это новодел. К сожалению, в СССР тоже хватало любителей стать вдруг крайне состоятельным гражданином за счёт казны.

В Греции рушатся древние языческие храмы, их никто не ремонтирует. Рушатся пирамиды в Египте. Рушатся мосты в Астрахани. Горит и кружится планета. А в Астрахани, знай себе, ремонтируют кремль. Есть дыры чёрные, есть белые. Кремль – непонятная дыра. Она сожрала все чёрные и белые дыры и перешла питаться исключительно десятками, сотнями миллионов, а общая сумма расходов на поддержание этого самого скучного замка превысила моральную планку, после которой становится не ясна ни цель, ни зачем вообще всё это делается. 

Пока есть корыто

Предлагаю стены кремля поклеить обоями из купюр. Не рублями, конечно. Рублями не поймут. Рублями придётся в три слоя клеить и переклеивать уже следующей весной. Поклеить купюрами и больше не трогать никогда. Коррупции у нас всё равно нет, бояться разворовывания средств не стоит. Но снять в аренду на часок хотя бы кран, дабы в двадцать первом веке люди не передавали кирпичики по живой цепочке, стоит. Или можно перейти к старым традициям, нарядить строителей в древние наряды, выстроить их в живую цепочку до кирпичного завода и оттуда передавать кирпичи по ней с пылу, с жару. Прямо из печи. Первые в цепочке будут стоять в толстых перчатках, а далее по цепочке можно стоять уже с голыми руками – кирпичи по дороге остынут. С цементного завода можно передавать сразу готовую смесь в вёдрах. Зимой деньгами для ремонта кремля можно топить котельные. 

Я видел свиноматку с 12-тью поросятами. О, как она хлебала с корыта! Мне казалось порой, что и корыто слопает. Но нет – пока есть корыто, продолжается жизнь. Корыто  пока полное, продолжается жизнь.

Ильдар Каратагандаев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 34 (594), 05.09.2014 г.