Музейный вакуум. В доме-музее Хлебникова посетителям не рады
Как-то гуляли с приятелем по городу, с большим затейником и эстетом. Тут он предложил мне заглянуть в музей Велимира Хлебникова, что расположен на улице Свердлова.

Простите, в дом-музей. Это уточнение придаёт некую интимность, казалось бы, общественному месту. Это и прекрасно! Ведь любое музейное пространство должно способствовать погружению в особую атмосферу. А уж персона загадочного основоположника русского футуризма может вызвать неподдельный интерес у истинного ценителя авангарда.

Хлебников, проживший такую короткую и бесконечно сложную и насыщенную жизнь, без сомнения – притягательная фигура для литературоведов и избранных посвящённых. Его загадочным творчеством нелегко проникнуться, но человек, поймавший эманацию «председателя земного шара», может истинно вдохновиться. Как это произошло с известным калмыцким художником Степаном Ботиевым. Выставка которого «В низовьях мчащегося Ра» проходит в вышеупомянутом музее.
Она представляет собой собрание графических работ художника. Под неё выделена отдельная комната в квартире родителей Велимира.
Мы приобрели билеты по 40 рублей, исключительно на выставку, ведь основная экспозиция нам знакома. Я предполагаю, что мы были, скорее всего, единственными посетителями в этот день. Но нам не очень обрадовались, сложилось впечатление, что мы помешали какому-то внутреннему порядку этого кулуарного музейного мира. Нас проводили в комнату с графикой Степана Ботиева. Одна группа музейных работников встала вдоль стен в отрешённом молчании, другая с повышенной активностью стала двигать стулья в тесной комнате.

Такое «внимание» к редким посетителям весьма специфичного музея было неуместно! Но неужели трудно сказать пару слов, прокомментировать работы, ответить на вопросы. Вы же живёте этим, ну поделитесь своими наблюдениями, похвастайтесь, наконец! Сделайте что-нибудь, чтобы мы полюбили Велимира, поняли и оценили. Нет, двигаем стулья в присутствии гостей и молчим. Мы пытались вступить в диалог, поинтересоваться по поводу выставляемых работ, но всё тщетно. Через три минуты захотелось просто сбежать.

Наша подруга, недавно уехавшая из Астрахани, всю жизнь, трудившаяся совершенно в иной сфере, выйдя на пенсию, устроилась смотрителем в Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Так вот, это не её родной город, работает она там всего год, но может рассказать о каждом экспонате и ответить на любой интересующий посетителей вопрос. Ведь это всё интересно ей самой и она готова популяризировать историю тех мест, где она теперь живёт, а главное – оставить у гостей приятное впечатление о посещении музея и города в целом.

Что же за казёнщина у нас? Что это – равнодушие, презрение, усталость? Складывается впечатление, что некоторые музеи города живут своей внутренней жизнью, что это некая плохо организованная масонская ложа, где не рады посторонним! А посторонние – это, выходит, мы – посетители, ради которых эти музеи существуют и из-за которых выделяются дотации государством.

Как вытравить эту провинциальную скуку и отчаяние в культурном кластере? Какими энергиями заполнить происходящее? «Трубите, кричите, несите!» – как писал Велимир…

Бронислав Никитин, астраханский областной общественно- политический еженедельник «Факт и компромат», № 39 (749), 2017 г.