На все времена
В двадцать шесть лет редко снятся сны, а сны с монахами, считай, никогда.

Но ему приснился именно монах. Строго смотрел инок в глаза, а потом тихо сказал:

- Завтра мы встретимся. Поговорим. Приходи. Ты знаешь куда.

- Знаю, - подтвердил он, - в Аркашку.

Завтра было воскресным днём, когда в парке имени Карла Маркса собирались коллекционеры. Парк имени любителя выпить на дармовщинку в народе звался Аркашкой. Здесь с утра толпились коллекционеры – нумизматы, филокартисты, но в основном иконники. Это увлечение родилось в народе под воздействием откровений писателя Солоухина. Но только в отличии от Солоухина большинство коллекционеров из народа искали в своём увлечении только материальную выгоду.

Вот и сейчас все собравшиеся внимательно всматривались в проходящих мимо прохожих – а нет у них при себе каких-нибудь раритетов.

- Николай? – послышалось за спиной.

Обернувшись, я увидел перед собой монаха из сна. В реале он был одет цивильно – джинсы и кожаная куртка, в руках держал портфель из хорошей кожи. Рядом с монахом со смущённым видом стоял незнакомый гражданин, не похожий на потомка Железного Феликса.

- Архимандрит Иосиф, - представился монах.

- Виктор Сергеевич, - отрекомендовался спутник инока.

Обоим моим неожиданным собеседникам на вид было лет по пятьдесят.

Я молча смотрел на них, ожидая продолжения.

- Нам надо поговорить, - негромко объяснил Иосиф.

Предосторожность не казалась излишней, – вся компания коллекционщиков уставилась на нас.

- Говорите, - я ждал объяснений.

- Мы гости из прошлого и будущего, - отозвался Иосиф, - об этом лучше поговорить в другом месте, где не так многолюдно.

Первое ощущение – небольшое остолбенение. Трудно было сомневаться, что перед ним спятившие мужики. Но некоторые сомнения вызывал сон.

«Может, я сам спятил?» - забеспокоился Николай.

- Пойдёмте, посидим на лавочке в парке, - предложил Иосиф.

Почти всю улицу Калинина до моста через Кутум они прошли молча. На мосту остановились.

- Как изменилась Астрахань за триста пятьдесят лет, - задумчиво произнёс Иосиф.

- А за сто лет – ничуть, - улыбнулся Виктор Сергеевич.

- Так вы тоже астраханцы? – невольно вырвалось у Николая.

- Да, - кивнул Виктор Сергеевич, - отец Иосиф из семнадцатого века Астрахани, а я – из двадцать первого.

И опять у Николая появились сомнения в психической уравновешенности новых знакомых.

- У вас в портфеле машина времени?

- В портфеле иконы, изготовленные в моё время, но выглядят они так, словно их только что изготовили, - вежливо улыбнулся Иосиф.

- А как с машиной времени? – дожимал Николай.

- Порталы установлены мной и действуют во второй половине семнадцатого века, - ответил Виктор Сергеевич, - в вашем времени и в моём…Для перехода в другое время достаточно набрать на дисплее пульта год, месяц, день, час и минуты.

- А каков принцип действия машины времени? – Николай был гуманитарием, но в физике разбирался.

- Это достаточно сложно, - поморщился путешественник во времени, - но если упрощенно, то течение времени поддерживает постоянный энергетический поток. Создавая на небольшом участке противоположный энергетический поток, можно выйти в прошлое, а создав однонаправленный, но более мощный поток, удаётся уйти в будущее.

Разговор проходил на ходу, и к этому времени троица обитателей трёх эпох подошла к Морскому садику с братской могилой революционных моряков.

Присев на скамейку поодаль надгробия в виде маяка с двумя морскими орудиями малого калибра, Иосиф открыл портфель и достал икону.

- Успение Пресвятой Богородицы, - восхищённо прошептал Николай, приняв в руки икону, - строгановского письма, двойной ковчег, середина семнадцатого века…

Вглядевшись повнимательнее, Николай увидел, что перед ним определённо новодел – такие свежие краски не могли быть результатом реставрации, к тому же отсутствовали даже намёки на кракелюры. Но письмо было настоящее строгановское – искусство недостижимое для двадцатого века. Вторая икона – житийный Николай чудотворец – представляла такую же загадку. На тыльной стороне красовалась витиеватая надпись «Писано иноком Сергием 7166 года». Это был год от сотворения мира, что составляло 1658 год от Рождества Христова.

- А вы? – Николай посмотрел на Виктора Сергеевича.

Тот протянул левую руку и Николай увидел часы, которые не могли произвести в 1976 году даже японцы.

- Сегодня 12 ноября, - тихо доложил путешественник во времени, - завтра сгорит деревянный театр в парке Аркадия…

- Как сгорит? – всполошился Николай, - Это точно? Так надо что-то делать, я к начальнику облкультуры Корженко пойду…

- На вас будут смотреть, как вы смотрели на нас, заявивших, что мы путешественники во времени.

- Ну, веришь нам? – Иосиф посмотрел в глаза Николаю и тот понял, что сомнения неуместны.

- Но как вы сумели встретиться?

- Всё началось с моим увлечением способов воздействия на время, - Виктор Сергеевич откинулся на спинку скамейки и закрыл глаза, - пока шли эксперименты по изменению потока времени в микропространстве, проблем не было. Я достиг определённых успехов, перенося в прошлое и будущее неодушевлённые предметы и живые существа. В первом случае опытные экземпляры исчезали безвозвратно, во втором случае пропадали и появлялись в пространстве эксперимента через отрезок времени, на которое были направлены в будущее… Я решил идти дальше, но встала проблема энергоресурсов…

- А почему вы не обратились в государственные структуры, к научным работникам? – задал Николай весьма уместный вопрос.

- В вашем СССР меня упекли бы в сумасшедший дом, а в моей капиталистической России оставили бы ни с чем, - с горечью хмыкнул Виктор Сергеевич, - так что я самостоятельно создал компактный генератор и пустился в путешествия в прошлое…

- Капиталистическая Россия? – привстал в удивлении Николай, - коммунистов скинули?

- Никто их не скидывал, - улыбнулся Виктор Сергеевич, - сами решили стать капиталистами… Так вот, совершенно случайно я попал в 1657 год и встретился с игуменом Троицкого монастыря отцом Иосифом. Я сделал ему предложение менять иконы, писанные иноками монастыря на предметы из моего времени. Особенно понравились отцу Иосифу наручные часы. Часы являлись редкостью, время определяли по солнцу.

- Я поинтересовался, зачем иконы, - вставил в разговор Иосиф, внимательно слушающий рассказ Виктора, - объяснение Виктора меня убедило.

- Я получил иконы, но с реализацией возникли проблемы, - погрустнел Виктор Сергеевич, - я разбираюсь в технике, но в торговле ничего не смыслю, тем более, что все расчёты в моём времени идут исключительно по безналу…Как вы верно заметили, что все иконы из времени отца Иосифа выглядят через пятьсот лет как новоделы… Поэтому мы и вышли на вас, Николай…Вы согласны помочь нам?

- Переправлять иконы лучше всего естественным путём, - ответил я после недолгой паузы, - хорошо упаковав их у себя в XVII веке, вы закапываете их в месте, где в будущем не будет никакого строительства, сельхозработ и затоплений по координатам, известным мне. Я достаю груз и реализую его в Москве на Большой Полянке, в Москве же закупаю ювелирные изделия, за которыми Виктору Сергеевичу придётся явиться ко мне лично, потому что здесь меня во время закапывания ценностей могут накрыть правоохранители.

Николай замолчал и гости некоторое время обдумывали сказанное.

- Безупречно, - дал оценку Виктор Сергеевич, - а теперь подумайте, как спасти митрополита Иосифа.

- Отцу Иосифу следует остаться в моём времени, - Николай сразу понял о ком идёт речь, - в этом случае он никогда не станет митрополитом Астраханским и Терским, но зато и не сподобится примкнуть к лику православных священномучеников.

- Расскажите, - голос отца Иосифа немного охрип от волнения.

- В 1671 году вы погибнете от рук разбойников, начавших зло дело, победившее в 1917 году, - коротко объяснил Виктор Сергеевич, - вам, отче надо остаться здесь.

- Нет, - ответил отец Иосиф, - я помогу вам в ваших научных изысканиях, но бежать из своего времени не стану. Да свершиться Божия воля.

Николай Иванов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 15 (821), 17 мая, 2019 г.