Представьте, что вы старший научный сотрудник дома-музея великого поэта, у вас блог в ЖЖ, и настает памятная дата — день трагической смерти поэта. Блог не только средство общения с близкими и дальними друзьями, но и дневник, куда заносятся всплески чувств и памяти... Посвятили бы вы хоть маленький пост этому грустному событию? Хочется верить, что да. Ведь вы как бы живете за счет памяти великого человека...

Велимир Хлебников прожил недолгую суматошную жизнь поэта-авангардиста, поэта-экспериментатора. С грустью надо признать, что его творчество не имеет массового читателя. Есть весьма спорное мнение, что хлебниковеды — это в основном люди с не сложившейся судьбой, они весьма обидчивы и требуют к себе особой деликатности, сами совершенно пренебрегая этим качеством характера.

Идея создания музея Хлебникова в Астрахани принадлежит филологу Мамаеву А.А. По его собственному признанию, в музей его привела безработица.

«Время менялось коренным образом, и я почувствовал, что останусь без зарплаты», - говорит А.А. Мамаев о начале 90-х годов. На счастье А.А. Мамаева у руля Астраханской области тогда стоял романтичный А.П. Гужвин. Под его гениальным руководством разваливалась промышленность и сельское хозяйство области, но проект создания дома-музея Хлебникова пришелся по душе губернатору, - и 19 октября 1993 года музей был открыт, на скорую руку отремонтирован, став удобным местом работы для Мамаева А.А. и прочих научных сотрудников.

Создание дома-музея было просто капризом, прихотью, и отклика в народных массах не нашел. Тропу к дверям музея никто особенно не протаптывал. Посещение музея стало «дежурным развлечением» школьных учителей, водящих сюда своих питомцев.

Утверждение, что музей Хлебникова единственный в мире, не отвечает действительности. В 1986 году в деревне Ручьи Крестецкого района Новгородской области на месте захоронения поэта открыт памятник работы Вячеслава Клыкова, а в сельском Доме культуры — мемориальный музей поэта, где ежегодно проходят «Хлебниковские чтения». В них принимают участие не только местные поэты, учителя и школьники, но и гости из Москвы, Питера и других городов.

Прах поэта, кстати, в 1960 году был перенесен чаяниями родственников в Москву, где он и покоится на Новодевичьем кладбище.

В этом году пожарная инспекция поставила коллектив музея Хлебникова перед фактом необходимости его закрытия. Между первым этажом, где расположен музей, и вторым этажом, где располагаются жилые помещения, необходимо соорудить бетонные перекрытия, что может обойтись в десятки миллионов рублей.

Блог главного редактора астраханского еженедельника «Факт и компромат» отозвался по этому поводу совершенно уместной репликой, что ничего страшного в этом нет. Не идти же на поводу дружного коллектива музея Хлебникова, который мечтает захватить всё трехэтажное здание, превратив его в музей авангарда? В нашем маленьком городе уже есть своя достопримечательность — огромный музыкальный театр, и музей авангарда Астрахань не потянет...

Экспозицию памяти Велимира Хлебникова можно было бы организовать в музее культуры Астрахани или в музее истории города, - везде бы она была на месте. Но в этом случае сотрудники музея Хлебникова лишились бы своих уютных кабинетов, места, где можно организовать незатейливое застолье, можно свободно поговорить о поэзии вообще и о хлебниковедении в частности...

В ответ на невинную реплику старший научный сотрудник музея Хлебникова Иван Чудасов, позиционирующий себя как утонченный эстет, разразился в Интернете матерной бранью.

Стало понятно, что человека задели за живое.

Может быть, Иван Чудасов действительно влюблен в великого Хлебникова и его великое творчество? Может быть, Иван Чудасов не может жить без этих стен, коих касалось когда-то дыхание великого человека?

Проверить было легко.

28 июня - день смерти Велимира Хлебникова. В этот день 1922 года Велимир умер в ныне несуществующей деревне Санталово, не стало замечательного чудака, не стало гражданина мира. Я заглянул на блог эстетствующего Ивана Чудасова 28 июня — ни одной записи. Ивану Чудасову нечего было сказать в этот день.

Этим было сказано всё.

Не любовь к Хлебникову и его памяти заставляет Ивана Владимировича Чудасова бросаться с пеной у рта на защиту музея, а сугубо прагматические соображения.

Здесь тихо, удобно работать над диссертацией «Типология форм русской комбинаторной поэзии ХХ века», да еще получать за этот санаторий зарплату.

«Конечно, это не самое лучшее место», - признается Иван Владимирович. Но, пробыв здесь пару месяцев на подработке, он уже не смог уйти (kljaksa-freak.livejournal.com/2318.html).

Конечно, взглядом со стороны трудно охватить всю бездну музейной работы. Не зная специфики этой работы, трудно дать ей полноценную оценку. Хотя отдельные штрихи этой весьма кропотливой деятельности дают некоторое представление о ее действительной необходимости.

В августе 2007 года тогдашний президент РФ В.В. Путин присудил грант проекту виртуального музея Хлебникова в Астрахани. Авторами проекта были заведующий домом-музеем Хлебникова Александр Мамаев, директор АГКГ им. Догадина Наталия Марисова и уже знакомый нам научный сотрудник дома-музея Хлебникова Иван Чудасов. Компакт-диски должны были содержать рассказ об экспозиции музея, они могли позволить посетителям самим определять экскурсионный маршрут и ознакомиться с дополнительной информацией по каждому экспонату. Уникальность проекта состояла в том, что диск должен был содержать все материалы и документы, которые хранятся в запасниках музея.

Сумма гранта составляет 150 тыс. рублей.

Однако все попытки найти и ознакомиться хотя бы с обложкой диска в Интернете на сегодняшний день не увенчались успехом, не говоря уже о его содержании или месте реализации...

За два года можно было бы отсканировать и сфотографировать все не такие уж многочисленные экспонаты музея Хлебникова...

Но удивляться этому, почему-то, совсем не хочется, потому что всё понятно.

Музей Хлебникова собрал в свои стены не фанатов творчества поэта, а трезвых прагматиков, любящих больше всего на свете сытую уютную жизнь.

И еще — Астраханская область, мягко говоря, не богатая. Собственные доходы области не обеспечивают собственные расходы, поэтому на счету должна быть каждая копеечка. Финансирование синекур, подобных дому-музею Хлебникова, не по карману астраханским налогоплательщикам!

Виктор Хлеборезов,

"Факт и компромат" №19, 03.07.10.