Налей, налей бокал… бормотухи. Авторская рубрика Николая Егоркина
Читаю новость. Группа депутатов от «Единой России» направила председателю комитета Госдумы по экономической политике письмо с предложением снять все запреты на рекламу вин из российского винограда. И размещать это вино они требуют на лучших местах в магазинах страны.

Очень мудрое предложение. Если уж спиваться, то лучше не от заморского, а от отечественного алкоголя. Хоть какую-то финансовую пользу государству напоследок можно принести.

Тех, кто подумал, что заботливые депутаты опять запереживали о состоянии здоровья пьющих именно «не наше» зелье соотечественников, придётся разочаровать: депутатские мысли были, скорее всего, о производителях алкогольных напитков. И это правильно, надо же когда-то поддерживать не только олигархов, но и среднего отечественного производителя. Но вот почему именно алкогольных производителей, и почему именно сейчас? Не догадываетесь? Сейчас попытаюсь объяснить.

Ещё минувшим летом правительство РФ внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, повышающий акцизы на вино и винные напитки. Зачем? А бог их знает, решили так пополнить казну. А правительство у нас от какой партии? От правящей. А большинство депутатов от какой партии? Правильно, тоже от правящей. Поправки в кодекс были приняты Госдумой без проволочек. Кто бы сомневался.

Так был рожден закон об увеличении акцизов на вино с 2020 года (с Новым годом, товарищи!) и установлении ставок акцизов на все подакцизные товары на 2022 год, которые индексируются на 4 процента. В 2020 году акцизы на обычные вина в РФ увеличиваются с 18 до 31 рубля за литр, на игристые с 36 рублей до 40 рублей. Причем, акцизы увеличиваются и на вина, производимые в России и ввозимые в неё. Возрастут ставки акцизов на этиловый спирт и алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше 9 процентов.

И вот что примечательно: это «мероприятие» не заметили в СМИ. Информационное обеспечение такой непопулярной меры как повышение цен на вино и водку обычно сопровождаются активной телепропагандой здорового образа жизни. Дескать, повышение цены будет способствовать сокращению потребления алкоголя ну и так далее. Но в эту глупость давно уже не верят ни потребители, ни производители. Возможно, и поэтому очередная «забота» депутатов о здоровье электората прошла в медиа пространстве почти незаметно. Приняли и приняли. Мало ли каких новых налогов напринимали неутомимые наши чиновники и депутаты.

Так что вспомнили депутаты об отечественных производителях алкоголя на исходе года не случайно: акцизы они повысили, теперь решили помочь с продвижением продаж обязательно подорожающего вина. Решили убить сразу двух зайцев: телевизионщикам добавить доход от рекламы и раскрутить продажу отечественного вина. «Налей, налей бокалы полней».

Только вот наливать бокалы большинству россиян придётся всё-таки не качественным (и менее вредным) вином, а дешёвой бормотухой. Или пить дешёвую низкосортную водку. Я не стану тут говорить о вреде употребления вина и водки. Умные люди сами вправе определять для себя границы питья и вообще целесообразность употребления спиртных напитков. Речь о другом – об очередной «заботе» народных избранников. Ведь больше всех опять пострадают (от повышения акцизов) малообеспеченные потребители, покупающие неплохое бюджетное вино. Причем, если верить статистике, почти 90 процентов употребляющих вино, а не водку, женщины. Зря слуги народа обидели слабый пол, они точно не простят депутатам такой «заботы».


БОРМОТУХА: возвращение!

Неутомимое беспокойство народных избранников о пополнении госбюджета – объяснимо. Но тут важно не переходить маниакальные границы и не ущемлять (причём постоянно) интересы большинства граждан. Заморские дорогие вина как раз и не пьёт то самое большинство, потому что не по карману. А если и отечественные поднимутся в цене, люди найдут альтернативу. Всегда находили. И теперь выйдут из положения. Ничего нового я не скажу – будут больше пить самопальный алкоголь и винную бормотуху. С новой силой развернется подпольное производство зелья, контрафакта и подделок. Чтобы купить бутылку более-менее нормального вина, станет лучше купить две-три подпольного разлива или бутылку подделанной водки.

Так что если бюджет и пополнится новым ручейком акцизных алкогольных миллионов, то неизвестно, сколько оттуда уйдет на лечение людей из-за употребления некачественного вина. Если, конечно, на это не пожалеют. Не говорю уже, упаси бог, о возможных летальных исходах от этой правительственно-депутатской затеи.

Многие эксперты считают, что основные мотивы правительственной инициативы, которую активно поддержали депутаты Госдумы всё-таки фискальные. Все другие мотивировки – от лукавого. И с этим трудно не согласиться. Только возникает вопрос: зачем таким некрасивым способом (за счет малообеспеченного населения) пополнять госбюджет, и так пухнущий от «лишних» миллиардов? Кто ответит?

Единственным достижением от повышения цен ни вино и другую малоалкогольную продукцию может стать приятная статистика сокращения употребления спиртных напитков в стране. Вот, не так давно дикторы госканалов с гордостью сообщали, что Россия теперь далеко не самая пьющая страна. И что нас уже обогнали некоторые страны Европы и Азии. Вот только не уточнили, а официальная статистика может посчитать количество выпитой россиянами бормотухи, алкогольного контрафакта и другого подпольного суррогата? Конечно, нет. Просто теперь самопала станет ещё больше.

Россия и так уже превратилась в пиво-водочную, в отличие от СССР, который считался вино-водочной страной. Эти определения – от уровня потребления алкогольной продукции на душу населения. В советское время потребление крепких спиртных напитков было таким: водка, коньяк и т. д. – 10 литров на человека. В России сегодня – 15-16 литров. Пиво в СССР употреблялось в размере 24 литра на советскую душу, сейчас на российскую падает – аж 50 литров!

Поможет широкая реклама вина отечественным производителем – неизвестно. Если и поможет, то многие россияне выпьют за успех наших виноделов бокалами… бормотухи.

Николай Егоркин
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 45 (851), 2019 г.