Командир танка, старший сержант запаса Александр Рошка избежал конца света. Военные помогли ему спрятаться на полигоне Капустин Яр рядом с зенитным ракетным комплексом С-400 «Триумф». Заодно Рошка проследил за запуском новой ракеты.

Конец света – одна сплошная истерика. Как командир танка говорю вам – в жизни нужно быть как в танке. Нет танка – ищите похожих приключений.

Лично я договорился 21 декабря 2012 года съездить на полигон Капустин Яр, что в Астраханской области. Как раз в этот знаменательный день там решили провести очередные стрельбы из нового зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф».

Первый выстрел первого дивизиона зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф». 21 декабря 2012 года.

Второй дивизион зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф» поднимает ракеты в боевое положение. 21 декабря 2012 года.

Стрельбы эти были событием плановым: войска Южного военного округа (ЮВО) перевооружают. В ближайшее время ЗРК С-400 встанет на боевое дежурство по защите воздушного пространства нашей страны и заменит предыдущий ЗРК С-300 ПМ. 21 декабря представители завода-изготовителя передавали новый комплекс военнослужащим зенитного ракетного полка 1537. Реально – событие! До недавнего времени наша армия располагала лишь четырьмя полками С-400, из которых два дислоцированы в Подмосковье, один – на Балтийском флоте и один – в Находке. Вот в ЮВО приехал пятый полковой комплект зенитной ракетной системы С-400.

Стечение этих роковых обстоятельств - конца света и странного числа пять – мистически подтолкнуло меня к быстрым сборам. Мне стало интересно, как проводится ритуал приёма–передачи нового оружия. Сколько военных и специалистов завода-изготовителя в нём принимают участие. Какие в этом процессе есть сложности и формальности. Что является кульминацией и завершающим этапом.

И вот днем 20 декабря я поселился в гостинице «Знаменск» гостиничного комплекса «Славянка», а вечером ко мне уже заглянул завтрашний сопровождающий, представитель минобороны, к моему большому удивлению - капитан 3-го ранга. Черная морская форма смотрелась в Астраханских степях странно и я взволновался – неужели именно это и было предусмотрено таинственными записями индейцев майя? Однако Алексей Рулёв ответил, что он представляет пресс-службу ЮВО в Астрахани, а именно там дислоцируется – на минуточку - Каспийская флотилия, кто забыл. Так что ничего странного нет.

Алексей Рулёв вкратце рассказал о планах на завтра, но обратил моё внимание, что во многом весь процесс будет проходить под контролём офицера защиты государственной тайны («зэгэтэшника»). Должность не очень понятная для гражданских, но, чтобы было яснее - раньше таких военных называли особистами. Так вот они есть везде, на любых учениях или военных мероприятиях. И они, как все нормальные люди, тоже бывают разными. Но большинство из них запрещают гражданским лицам, находящимся на территории воинских, частей абсолютно всё. Поэтому на следующий день N в час N вместе с капитаном 3-го ранга N в небольшой компании офицеров, заступающих на дежурство на полигоне N, мы сели в автобус N и отправились на площадку N.

По разговорам в автобусе я понял, что кульминацией сегодняшнего ритуала должны стать стрельбы тремя ракетами из ЗРК С-400 «Триумф» уже в 11 утра. Интересно, а как же план, согласно которому сначала предусматривался многокилометровый марш, потом загрузка ракет и развёртывание новейшего комплекса в боевое положение? Оказалось, что марш уже завершён, ракеты загружены, осталось только развёртывание в боевое положение. То есть «война» была фактически закончена. Но только не для меня!

Боевой расчёт второго дивизиона зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф» готовит всевысотный обнаружитель к поиску целей. 21 декабря 2012 года.

К 9 утра мы прибыли на площадку N полигона Капустин Яр. Площадка N была огорожена колючей проволокой. На ней находилось куча боевой техники, ракет, одно административное здание и два помещения N, то есть, говоря откровенно, два холодных туалета типа «сортир». Я сразу подумал: правильно, что на холоде. Боевой дух не должен отпускать войска ни на секунду. А вот административное здание оказалось теплым командным пунктом площадки N. Внутри - три значимых помещения: сам командный пункт (КП), класс для занятий и кабинет дежурного по площадке. Как и подобает командиру танка, я разместился в кабинете у дежурного офицера. Мне, конечно, очень хотелось попасть в помещение командного пункта, но оказалось, что без специальной красной повязки это невозможно. Об этом мне поведал тот самый офицер ЗГТ.

В общем, на время ожидания достался мне кабинет дежурного офицера с кожаным диваном, телевизором и чайно-кофейными принадлежностями. Тепло, уютно и спокойно. Народу прибавлялось – офицеров и гражданских специалистов набралось человек под пятьдесят. Все они толпились, хаотично перемещаясь из помещения в помещение. Вот уже пробило 10 утра, а часовую готовность к пуску так и не объявили.

Прошёл ещё час. Вдруг, как по негласной команде, большая часть участников мероприятия переместилась в класс для занятий. Я попытался было просочиться на «внеплановые занятия» вместе с ними, но был отправлен обратно. Пуск ракет по-прежнему откладывался.

Первый дивизион зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф» в ожидании стрельбы. 21 декабря 2012 года.

Скоро капитан 3-го ранга Рулев рассказал мне о важной составляющей событий, которые разворачивались на моих глазах. Оказалось, что важный элемент стрельб – это цель, по которой надо попасть. В данном случае предполагалось использовать в качестве цели устаревшие ракеты С-125. И вот военный объяснил мне, что заминка как раз в том, что цели никак не хотят запускаться. Возможно, по причине их полного обледенения. Армия теперь в раздумьях - попытаться ей разморозить эти самые цели, или запустить ещё один тип цели – мишень П6. П6 сбрасывается с самолёта, но такой вопрос необходимо согласовывать с ВВС, а это тоже время.

В общем, в такого рода сложных военных действиях мы прождали до 3 часов дня, когда внезапно для меня, а значит и для врага, была объявлена часовая готовность. К тому же, оказалось, что запустят оба типа целей – две ракеты С-125 и одну мишень П6.

Через 45 минут я с группой наблюдателей стоял в 150 метрах от первого дивизиона. Ровно в 16.00 случилось! Первая ракета красиво ушла в небо, а через час, ровно в 17 часов два дивизиона одновременно еще выпустили каждый по ракете.

Пуск ракеты второго дивизиона зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф». 21 декабря 2012 года.

После пусков всё пошло очень быстро. Оказывает полк, которому передавали это новейшее оружие стал по итогам боевой учёбы 2012 года лучшим в ВВС среди ракетных зенитных войск. И поэтому поводу полку должны вручить вымпел главнокомандующего ВВС России. Специально для этого на мероприятии с начала и до конца присутствовал командующий зенитных ракетных войск ВВС России – генерал-майор Виктор Гумённый. Он-то и произнёс торжественную речь в момент вручения полку вымпела.

Командующий зенитных ракетных войск ВВС России – генерал-майор Виктор Гумённый (крайний слева) вручил командиру части 1537 полковнику Алексею Ивановскому (крайний справа) вымпел главкома ВВС России.

Разумеется, я ожидал фуршета, а его и не предполагалось проводить. Вот это номер! Ну ничего, где наша не пропадала. В гостинице, в теплой компании некоторых военных и гражданских специалистов мы славно отметили это поистине яркое, хоть и совсем неторопливое событие водкой «Белая березка» и набором еды из местной столовой, которая выглядела так, что я сразу забыл, как она называется.

Фото на память. Командующий зенитных ракетных войск ВВС России – генерал-майор Виктор Гумённый и командир танка Рошка.

Когда дело было сделано, выяснилось, что конец света не произошел, что и требовалось доказать. Я позвонил в Москву и выяснил, что уцелела не только армия. Живо было и остальное человечество. Значит, точно попали в цель – заключил я и заснул обычным богатырским сном танкиста.

Army-reporter.livejournal.com/75454.html