Навстречу очередному юбилею. Мнение коренного астраханца
Исторический облик Астрахани, несмотря на многочисленные реставрационные работы, претерпел за последние годы очень явное негативное воздействие. Новыми, современными строениями меняется исторический облик набережных.

Исчез объект культурного наследия «Площадь Ленина», и это стало вопиющим нарушением федерального закона о культурном наследии. Площадь была единым архитектурным ансамблем, памятником, с перекрёстными видами на другие исторические здания и архитектурные формы. Площадь была коренным образом перестроена, без учёта особенностей и климата, и традиций жителей города, и даже самой эстетики Астрахани. Это сегодня – уже совершенно новый объект, который кому-то нравится, кому-то – нет, но сознательно было игнорирование федерального законодательства, и мы имеем сегодня то, что получилось в результате перестройки площади.
А по федеральным законам, все объекты культурного наследия должны иметь паспорта и охранные зоны в 200 метров, новое строительство в которых не может быть своевольным, чтобы сохранить комплексный исторический облик памятника. Подобный закон вступил в силу с 1 января 2017 года.
Новым строительством последних лет изменён архитектурный облик многих исторических улиц, центра города. Поэтому вопрос наличия и соблюдения охранных зон вокруг памятников, вопрос нового строительства в черте города – это тема не только градостроительного совета. Это общественно важная тема, и к ней должны привлекаться историки, краеведы, реставраторы, строители, общественники и имеющие авторитет среди жителей региона общественно-политические деятели. То есть как можно больший спектр мнений, широкая общественная дискуссия: чтобы, проснувшись однажды утром, мы совсем не узнали свой город в несуразном нагромождении строений и улиц перемешанных стилей, цветовых гамм, соседства деревянного или кирпичного зодчества с железобетонными каркасами и необъятными коробками торговых центров и многоэтажек. И вместо тенистых аллей увидели бы, как сейчас появляются сплошные решётки с висячими вазонами и кусками выгоревших на солнце газонов. И если на оберегаемых службами перекрёстках самых-самых центральных улицах эти вазоны и цветочные куртины вокруг деревьев поливаются и даже постригаются отжившие своё цветки, то дальнейшее путешествие по улицам Кирова, Адмиралтейской, Московской, Чехова, Горького… Не говоря уже о Бакинской, Богдана Хмельницкого, Яблочкова, Жилая и прочих, вдаль уводящих дорог и тротуаров – картины неприятно меняются.

Обратите внимание: исчезают видовые точки, с которых мы всегда могли видеть самое высокое место и высокие здания комплекса Астраханского кремля. Улицы, широкие дороги ещё с бывшими трамвайными путями всегда открывают вид на кремль за несколько километров от него. С любого моста наших городских каналов открывается вид на тот или иной монастырь, храм. Исторически застройка Астрахани не велась случайно. Всё было правильно выверено на перспективу. При новом строительстве эти визуальные перспективы перестали учитываться.

Почему рядом с историческими зданиями, новыми зданиями мы видим довольно много пустых мест, где могло бы быть что-то построено? Перед нами пустыри и замусоренные дворы, а в документах все эти земли и даже грязь на них уже давно кому-то принадлежат. В аренде и десять, и пятнадцать лет… И кто хозяин? Почему не используются законы Земельного кодекса, когда земля не должна пустовать, захламляться, тем более в городской черте? Насколько правомерны были заключённые когда-то договоры, почему арендаторы так и не приступили к освоению участков?
Возможно, просто не оказалось денег для дальнейшего развития взятой территории? Значит, можно перезаключать договоры. Находить законные способы отсекать от строительства и обустройства города ненадёжных в партнёрстве людей.
И если проехать по одной только из центральных улиц города – улице Кирова, подальше от зданий УМВД и Главпочтамта, то увидишь слева и справа одни пустыри, вплоть до створа улицы Николая Островского. Как стимулировать арендаторов и собственников приводить в порядок участки между жилыми массивами и отдельными домами? Как стимулировать власти взяться за решение таких вопросов?

Многие туристы, приезжие, восхитившись центром, Астраханским кремлём, выезжая за пределы Белого города бывают просто обескуражены не ухоженностью, грязью и мусором, врытыми в землю деревянными «кибитушками» и отсутствием нормальных тротуаров. И говорят: у нас такого нет!

Конечно, каждый кулик хвалит своё болото, но мы-то считаем, что живём в Каспийской столице. И радуемся ремонту дорог, активности главы города по проблеме своевременного вывоза бытового мусора, чуть ли не из каждого двора. Радуемся многому, что получается в регионе. Но почему тогда десятилетиями не можем разрешить клубок проблем рынка Больших Исад, закрывая другие рынки (Селена, например). Строим дороги, но не вводим новый общественный транспорт, оставляя все перевозки людей на откуп маршруткам, которые и бьют дороги, соревнуясь в сборе пассажиров? Сажаем деревья, но забываем провести к ним водопроводы для полива?

Пусть я немолодой, несовременный и не вижу «настоящих» благ современной цивилизации. Но построенный несколько столетий назад город устоял, и дома, которым по 150-200 лет, многие устояли. А сохранить парки, рыбу в реке, да что там рыбу – лебедя одного. И того не можем. Долго ли проживут эти новые лебеди при таком отношении? Далеко нам до «Каспийской столицы», как и до самого моря плыть…

Александр Разин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №34 (744), 2017 г.